Вырезки китайские из бумаги. Художественное вырезание из бумаги

Вырезание узоров из бумаги - «Цзяньчжи» - один из видов традиционного народного декоративно-прикладного искусства Китая, который недавно был отнесен ЮНЕСКО к числу мирового культурного наследия. Искусство вырезания из бумаги имеет долгую историю, оно возникло во времена династий Шан или Чжоу и передавалось из поколения в поколение до наших дней. Основным сюжетом этих простых и безыскусственных произведений из бумаги является труд и жизнь простого народа. Узоры из бумаги, создаваемые в уезде Аньсай провинции Шаньси широко известны во всем мире.

Вырезание из бумаги - один из самых популярных видов народного творчества в Китае. По данным археологов оно берет свое начало в VI в., но многие считают, что на самом деле его история началась на несколько сотен лет раньше. Сначала вырезанные узоры использовали в религиозных ритуалах или для украшения интерьера.

В древние времена китайцы часто вырезали из бумаги изображения разных предметов или фигурки людей и клали их в гроб вместе с телом покойного либо сжигали на похоронах. Подобный обычай до сих пор можно встретить в некоторых местах за пределами Китая. Изображения, вырезанные из бумаги, обычно обладают символическим значением, поэтому они стали частью религиозных ритуалов. Кроме того, эти оригинальные узоры были найдены в качестве украшений жертвенных даров на церемонии почитания богов и предков.

В настоящее время бумажные узоры используются прежде всего для украшения интерьера, ими декорируются стены, двери, окна, колонны дома, зеркала, лампы и фонари. Они также используются для украшения подарков, а иногда сами служат подарком. Раньше в народе такие вырезанные из бумаги узоры служили образцами для вышивки и орнаментов лаковых изделий.

Вырезание из бумаги выполняется только вручную. Вырезание бывает двух видов: первый - вырезание при помощи ножниц, используя сразу несколько листков бумаги (обычно не более 8 листков за один раз), мастера клеят их на бумагу и при помощи острого ножа доводят узор до совершенства; второй способ - вырезание при помощи ножа, сначала бумагу несколько раз складывают, кладут ее на рыхлый клей, сделанный из пепла и жира животных, потом тщательно вырезают на бумаге узор, держа нож в руке вертикально, и обрабатывают его по заготовленному образцу. Преимущество второго способа состоит в том, что он позволяет одновременно вырезать сразу несколько узоров.

В деревне вырезанием из бумаги занимаются в основном девушки и женщины. Раньше овладеть этим мастерством обязана была каждая девушка, кроме того, это было одним из важных критериев выбора невесты. Но профессиональными мастерами тогда чаще всего были мужчины, так как раньше только мужчины имели возможность заниматься этим ремеслом в специальных мастерских.

Глядя на эти ажурные фигурки и картины, трудно поверить, что они вырезаны из бумаги. Это традиционное декоративно-прикладное искусство Китая цзяньчжи (剪紙 / jianzhi).

С древности создателей бумажных узоров вдохновляли на столь изящное творчество китайские народные традиции, фестивали, свадебные церемонии, семейные праздники и другие события. Числу сюжетов цзяньчжи практически нет предела: это и персонажи китайского гороскопа, и экзотические цветы, и орнаменты, и иероглифы, и сцены повседневной жизни.

В наши дни вырезанные из бумаги узоры и картины широко применяются для декорирования интерьера, особенно во время празднования китайского нового года. Это популярное украшение для новогодней ели и традиционный дизайн поздравительных открыток.

Китайские иероглифы - один из самых распространенных сюжетов цзяньчжи. В особо торжественных случаях в качестве подарков преподносятся целые пожелания, вырезанные из бумаги. Эти произведения искусства ставятся в рамки и хранятся в семье в качестве сувениров.

История цзяньчжи

Самые первые картины цзяньчжи появились примерно в первом столетии нашей эры, вскоре после изобретения бумаги во время правления династии Хань.

Первоначально вырезанные из бумаги узоры использовались для декорирования ворот, окон, фонарей и перегородок внутри дома. Очень часто они служили образцами для вышивания, а также использовались в религиозных ритуалах. Китаянки охотно украшали свои прически орнаментами, вырезанными из бумаги или из золотой и серебряной фольги.

Порою в высших слоях общества статус женщины принято было оценивать на основе ее мастерства в цзяньчжи.

В 8-9 веках нашей эры цзяньчжи распространилось в западной Азии, а в 16 веке это искусство появилось в Турции. В результате все искусство в целом обогатилось местным колоритом разных стран. Например, китайский стиль вырезания называется цзяньчжи, японский - монкири, в Мексике его называют papel picado, что переводится как «бумага в дырочку», а в немецкоязычных странах Европы - «шереншнитте» (Scherenschnitte).

Как научиться вырезать фигуры из бумаги?

Вам может показаться, что научиться вырезать такие замысловатые узоры просто невозможно. Откроем маленький секрет: все узоры представляют собой комбинацию всего лишь пяти основных фигур. Это листок ивы, полумесяц, капля воды, солнце и зуб пилы. Научившись вырезать эти простые фигуры, можно переходить к более сложным.

Для создания декоративного узора вам понадобятся бумага и острые ножницы. Для проработки мельчайших деталей картины иногда используется нож. В Китае чаще всего вырезают цзяньчжи из красной бумаги, ведь красный цвет символизирует процветание и благополучие. Но можно использовать и бумагу любого другого цвета: золотую, зеленую или голубую.

Помните, что цзяньчжи - это увлечение, которое требует усидчивости и терпения, а также развивает мелкую моторику рук. Но зато в награду за свою усидчивость вы получите отличное украшение, сделанное своими руками.

Китайские штучки (Из истории силуэтов)





«Художественное вырезание из бумаги – традиционный для многих народов вид искусства. Его изобретение связано с изобретением бумаги, которое произошло, согласно легенде, в Китае, во II веке до н. э. Тогда стоимость бумаги была очень высока, поэтому искусство художественного вырезания было доступно немногим, им занимались в императорских дворцах и домах придворной знати. Самые ранние из известных нам случаев проникновения китайских бумажных вырезок в страны Азии и Европы датируются VII веком. Первоначально они попали в Японию, а затем распространились по Шёлковому пути по всему евразийскому материку. Ныне многие из старинных образцов хранятся в различных музеях мира».
В 1950-х годах, вернувшись в Ленинград из поездки в Китай, театральный художник Рыков А. А. привёз замечательную по разнообразию коллекцию китайских вырезных картинок.
Позже эта коллекция была передана в Центральный государственный Архив литературы и искусств, где мне и посчастливилось с нею ознакомиться. Когда Лариса Сергеевна Георгиевская, директор ЦГАЛИ, разложила на столе папки с картинками, я была поражена и очарована. «Живые» «тен-чжи», как значилось на одной из папок, выглядели в тысячу раз прекраснее, чем фотографии в интернете и разительно отличались от виденных мною ранее: здесь были и большие, похожие на кружево, и маленькие – такие, к которым прикоснуться позволяешь себе, только затаив дыхание.
(Поясню для непосвящённых: все работы, выполненные в технике вырезания из бумаги, называются классическим силуэтом. (Так же, например, как вся поэзия в мире, независимо от жанра и стихотворного размера, называется поэзией). От аппликации и коллажа силуэты отличаются тем, что, картина, вырезанная из одного листа, неважно какого размера, и взятая за один край, не разваливается на отдельные части).
Теперь вернёмся к колекции тен-чжи из фондов ЦГАЛИ СПб.
Один набор выполнен из точайшей, почти невесомой бумаги, и изображает, вероятно, маски богов и героев.
Рядом с большими работами соседствуют крошечные изображения животных и бытовые сценки. Однотонные силуэтики из немелованной бумаги испещрены прорезями, насечками и наколками.
В Китае первоначально вырезание из бумаги являлось развлечением исключительно императорского двора – из-за чрезвычайной дороговизны материала. Бумажными силуэтными изображениями придворные красавицы украшали причёски, а также наклеивали картинки на лица, у висков.
Позднее вырезание распространилось во всех слоях населения и стало главным атрибутом китайского театра теней.
Знакомство европейцев с китайским театром теней и вырезанием из бумаги произошло одновременно, поэтому в Европе, вплоть до XVIII века, силуэтные изображения назывались «китайскими тенями».

Китайский театр теней появился при династии Тан (618 - 907 гг.), его становление происходило в эпоху Пяти династий (907 - 960 гг.), во времена династии Сун (960 - 1279 гг.) он достиг полного расцвета и распространился по всему Китаю. Фигурки в китайском театре теней вначале вырезались из бумаги, а позже из конской, коровьей и ослиной кожи. «Сценой» теневого театра служит экран - прямоугольная деревянная рама в виде окна, обтянутая белой материей, за которой актеры поют и управляют бамбуковыми палочками фигурками-персонажами. С помощью света, направленного на экран, на нем отражаются эти очень выразительные фигурки-персонажи, наделенные и романтикой, и комизмом.
Китайский театр теней популярен и почитаем и в современном Китае. Техника изготовления плоскостных кукол в нём не изменилась.
Искусство китайской художественной вырезки из бумаги называется - тен-чжи, "цзяньчжи", а народ называет вырезки «оконные цветы» или «оконные узоры».

В настоящее время в музеях Поднебесной хранится различная деревянную мебель, расписанную лаком, покрытая разноцветными узорами и изображениями, которые делали и делают на основе бумажных вырезок: сначала рисуется нужный орнамент, из бумаги вырезается образец, по которому выполняется вышивка, или вырезку наклеивали и раскрашивали на поверхности мебели.
В деревнях женщины собирались на посиделки и вырезали различные композиции из бумаги. Каждой девочке было необходимо научиться искусству бумажной вырезки – по готовым работам судили, насколько девушка умела, и терпелива, и по таким работам выбирали невест.

«Из старинных трактатов известно, каким образом происходил процесс вырезания изображения на пергаменте: он укреплялся за 4 угла посредством игл на кожаной подушке или деревянной доске. В качестве инструментов использовались ножницы, острые ножи для заточки перьев, специальные режущие перья, пуансоны, а также штампы и шаблоны. Скорее всего, ножницами вырезались основные контуры, нож был нужен для внутренних отверстий. Вероятно, работа с бумагой проводилась аналогичным образом, к тому же вырезать отверстия в бумаге гораздо легче, чем в пергаменте. Причём нередко мастер вырезал изображение сразу на нескольких листах, сложенных в стопку, получая таким образом серию одинаковых сюжетов» .
Вырезание из бумаги обычно выполняется вручную. Такое вырезание бывает двух видов: первый – вырезание при помощи ножниц, используя сразу несколько листков бумаги, мастера клеят их на бумагу и при помощи острого ножа доводят узор до совершенства; второй способ – вырезание при помощи ножа, сначала бумагу несколько раз складывают, кладут ее на рыхлый клей, сделанный из пепла и жира животных, потом тщательно вырезают на бумаге узор, держа нож в руке вертикально, и обрабатывают его по заготовленному образцу. Преимущество второго способа состоит в том, что он позволяет одновременно вырезать сразу от нескольких одинаковых картин до десяти и больше.
В современном Китае бумажные вырезки остаются неизменным атрибутом не только украшения жилища, но и всех государственных и бытовых праздников. В некоторых районах вырезанные из бумаги фигурки животных и людей до сих пор сжигают на похоронах или укладывают рядом с покойным, чтобы они сопровождали его в загробном мире.
На свадебных церемониях украшают дома новобрачных, приклеивая вырезанные картинки и иероглифы на двери, окна, мебель и обязательно над кроватью – иероглиф «двойное счастье».
Бумажные узоры не только используются для украшения подарков, они сами служат подарком.
Картины в стиле тен-чжи вырезают уличные художники, вместе с этим искусство вырезания - почётный вид декоративно-прикладного искусства Китая.
Тен-чжи изучают в школах и вузах, а в регионах, где такие картины являются брендовой сувенирной продукцией, мальчиков и девочек приобщают к вырезанию с 5 лет, обучая будущих мастеров в специальных школах.
Традиции вырезания из бумаги настолько сильны, что официальным дизайнером Пекинской Олимпиады была бабушка Ли – народная мастерица, радовавшая гостей и победителей игр своим искусством.

Things do not happen out of nothing. Everything has its background, context and purposes - often cross purposes. Features combine numerous articles on a topic or event to bring you not only information but a deeper understanding of what is going on - the whys and whats of the matter.

How do we make recommendations?

Our recommendations are based on many factors. We look at the metadata of for example an article that is open and find other articles that have similar metadata. Metadata consists mainly of tags that our writers add to their work. We also take a look at what other articles other visitors who have viewed the same article have viewed. In addition, we can also consider some other factors. For example, when it come to features, we also consider the metadata of the articles in the feature and look for other features that comprise of articles with similar metadata. In effect, we look at the use of the content and the information that the content creators themselves add to the content to bring you the kind of content that is likely to interest you.

Всем доброго дня и хорошего настроения!

Меня зовут Ксения, и это мой первый пост в Стране Мастеров. Я работаю в технике цзяньчжи (китайское вырезание из бумаги), и по совету друзей, знакомых и клиентов, постепенно стартую "из тени". И начинаю это делать со знакомства с вами, дорогие мастера. Надеюсь, мой МК про зайчика цзяньчжи будет интересным.

Для того, чтобы вырезать такого зайчика, нам понадобятся:
- Распечатанная схема* (можно скачать по ссылке: http://yadi.sk/d/QnKhRJd82lJg3)
- Красная бумага (1 лист)
- Маникюрные ножницы с прямыми кончиками
- Степлер со скобами
- Клей – карандаш для бумаги (самый слабый из доступных)
- Белая (или жёлтая) офисная бумага формата А4 (для подложки)
- Файл А4 (для готовой работы)
(подробности о подборе инструментов и бумаги есть в блоге jianzhi-ru.blogspot.ru)

Складываем схему и работу вместе: красную бумагу вниз, схему наверх (если листы у вас разной формы и размера, то следите, чтобы края красного листа полностью закрывали края схемы).

Скрепляем листы степлером по краям, как можно ближе к рисунку. (Можно также скрепить какой-нибудь участок внутри рисунка. Главное следите, чтобы это была область, которую мы потом вырежем).

Обрезаем всё лишнее по краям. Новички обычно боятся отрезать слишком много, и оставляют большие края. Этого делать не нужно, т.к. они потом мешают в работе. Целесообразно оставлять край около 1 см, а впоследствии, возможно, даже меньше.

Ну вот, теперь всё готово, и мы можем начать вырезать нашего зайку. Однако прежде, чем мы начнём, хотелось бы уточнить один момент:
Не сочтите за занудство, но очень важным является контроль за тем, как вы сидите. Это вопрос здоровья, и на мой взгляд, пренебрегать этим нельзя. Чтобы вам было удобно, чтобы глазки не портились, ножки не затекали, и спина не отваливалась, постарайтесь с самого начала приучить себя работать в правильном положении.
Итак, садимся прямо, держим спинку. Ножки на полу. Локти в стороны не разводим, стараемся держать поближе к бокам (чтобы не перегружать плечи и спину). Работу держим приблизительно на уровне груди (это для глаз).

Теперь перейдём непосредственно к зайцу. Как мы видим, весь узор на нём формируется с помощью 5 видов отверстий. Назовём их условно: кружочек, галочка, лепесток, бородка и треугольник. Давайте посмотрим, как следует вырезать каждый из них.

Кружочек: острием одного конца ножниц делаем прокол в центре, в таком месте, чтобы этот прокол мы обязательно срезали в результате. Затем по спирали доводим окружность до нужного нам размера, и плавно завершаем кружок. Если сразу не получилось - не расстраивайтесь. Кружочки - самый трудный элемент для вырезания ножницами.

Лепесток: от прокола аккуратно вдоль границы лепестка доводим разрез до границы, и далее вырезаем по линии границы. Если доведёте разрез до границы плавной линией, то не будет бахромы на стыке, и потом не придётся ничего исправлять.

Бородка: это важный и очень часто применяемый приём в цзяньжи. С помощью таких элементов обычно вырезают шерсть и перья у животных и птиц, а также «пестики-тычинки» у цветочков. Сегодня я расскажу, как вырезать такие бороздки ножницами, т.к. здесь есть свои тонокости (если вы работаете ножом, то там техника немного другая).

Итак, сначала мы вырезаем «улыбочку», которая одной гранью проходит по ровной стороне границы элемента, а второй – по кончикам шерстинок.

А затем уже мы вертикально вырезаем треугольнички «бородки».

Такая техника вырезания здесь наиболее эффективна, т.к. она позволяет нам не повредить «шерстинки». Возможно, в рамках нашего конкретного зайчика это не самая большая проблема, но в будущем, когда треугольнички превратятся в тоненькие полосочки, это станет очень важно. Так что нарабатываем правильные навыки с самого начала!

Галочки: Тут всё просто. Прокол в центре. Далее 2 разреза к уголкам центра, и дальше 2 треугольничка (по примеру треугольничков бородки).

Ну вот, собственно так, от элемента к элементу, вырезаем все внутренности зайчика. Я лично, начала с цветочка, потом сделала лепестки на спинке, потом галочки на грудке, затем носик, глазик и "бородку" на головке, потом лапки и затем ушки. Но вы можете менять эту последовательность по своему желанию.

И наконец, вырезаем контур. Здесь всё, как обычно. Я, как правило, вырезаю от скрепки к скрепке (чтобы работа не расходилась). Но я работаю медленно и основательно, поэтому, если вы любите делать всё побыстрее, и уверены в своих навыках, можете вырезать последовательно по контуру.
Единственная рекомендация здесь, «бородки» лучше вырезать в конце, чтобы случайно их не затрепать и не оборвать.

Теперь можно отделить работу от схемы и полюбоваться на результат.

На листик работу мы не приклеиваем. Можно чуть-чуть прихватить с одного края (лучше сверху или один из верхних уголков) бумажным клеем, чтобы она держалась. Но ровно настолько, чтобы можно было легко её отделить, не повредив.
Обычно для работ из красной бумаги используют жёлтый или белый фон. Выбираем ту, которая вам больше нравится, прикрепляем к ней зайку, вставляем в файл, и отрезаем у файла белую грань крепления.

Всё, можно на стенку или дарить.

Ну и в завершении немножко о символике: зайчик (или кролик, разницы нет) в символике цзяньчжи означает «долголетие». Имейте в виду, что китайское понятие долголетия, это не то же самое, что наше размытое «ниочём». У китайцев вообще нет абстрактных понятий. Всё очень конкретно.
Так вот китайское «долголетие» означает «долгая жизнь и естественная смерть от старости». Это и будет являться вашим пожеланием тому, кому вы подарите своего кролика цзяньчжи!

Более подробный МК (с деталями по материалам и технике) можно посмотреть у меня в блоге (jianzhi-ru.blogspot.ru). Всем спасибо за внимание. Надеюсь, было интересно и полезно. Буду рада комментариям и вопросам.

С уважением,
Ксения Рахманова

*Схема для МК взята из личного архива и с разрешения мастера Жао Баолян

Вырезание узоров из бумаги – цзяньчжи – один из видов традиционного народного декоративно-прикладного искусства Китая, который недавно был отнесен ЮНЕСКО к числу мирового культурного наследия.

Искусство вырезки из бумаги имеет долгую историю, оно возникло во времена династий Шан или Чжоу и передавалось из поколения в поколение до наших дней. Основным сюжетом этих простых и безыскусственных произведений из бумаги является труд и жизнь простого народа. Узоры из бумаги, создаваемые в уезде Аньсай провинции Шаньси широко известны во всем мире.

Вырезание из бумаги — один из самых популярных видов народного творчества в Китае. По данным археологов оно берет свое начало в VI в., но многие считают, что на самом деле его история началась на несколько сотен лет раньше. Сначала вырезанные узоры использовали в религиозных ритуалах или для украшения интерьера.

В древние времена китайцы часто вырезали из бумаги изображения разных предметов или фигурки людей и клали их в гроб вместе с телом покойного либо сжигали на похоронах. Подобный обычай до сих пор можно встретить в некоторых местах за пределами Китая. Изображения, вырезанные из бумаги, обычно обладают символическим значением, поэтому они стали частью религиозных ритуалов. Кроме того, эти оригинальные узоры были найдены в качестве украшений жертвенных даров на церемонии почитания богов и предков.

В настоящее время бумажные узоры используются прежде всего для украшения интерьера, ими декорируются стены, двери, окна, колонны дома, зеркала, лампы и фонари. Они также используются для украшения подарков, а иногда сами служат подарком. Раньше в народе такие вырезанные из бумаги узоры служили образцами для вышивки и орнаментов лаковых изделий.

Вырезание из бумаги выполняется только вручную. Вырезание бывает двух видов: первый — вырезание при помощи ножниц, используя сразу несколько листков бумаги (обычно не более 8 листков за один раз), мастера клеят их на бумагу и при помощи острого ножа доводят узор до совершенства; второй способ — вырезание при помощи ножа, сначала бумагу несколько раз складывают, кладут ее на рыхлый клей, сделанный из пепла и жира животных, потом тщательно вырезают на бумаге узор, держа нож в руке вертикально, и обрабатывают его по заготовленному образцу. Преимущество второго способа состоит в том, что он позволяет одновременно вырезать сразу несколько узоров.

В деревне вырезанием из бумаги занимаются в основном девушки и женщины. Раньше овладеть этим мастерством обязана была каждая девушка, кроме того, это было одним из важных критериев выбора невесты. Но профессиональными мастерами тогда чаще всего были мужчины, так как раньше только мужчины имели возможность заниматься этим ремеслом в специальных мастерских.