Учимся ссориться с мужем: два сценария семейной ссоры. Ссоры по сценарию Сценарий ссоры

Время чтения: 3 минуты, 20 секунд

Из статьи вы узнаете: пять основных причин, по которым ссорятся муж и жена; шесть сценариев конструктивной ссоры.

Знаете, есть такие сказки со счастливым концом, где «жили они долго и счастливо, и умерли в один день». А вот как именно жили, каждая маленькая девочка додумывает сама, и за основу берет ту модель поведения, которая существует между ее родителями.

Естественно, все семьи разные, где-то годами тишина и покой, любовь и гармония, а где-то ссоры и скандалы, где каждый отстаивает свою точку зрения. Вопросом, почему муж и жена ссорятся, и что это им даёт, я задалась лет 10 назад. Я собирала информацию среди знакомых, друзей и коллег, а также из профессиональной практики и личной жизни. В итоге я определила ряд причин.

Почему муж и жена ссорятся?

Причина первая: желание донести свою точку зрения

Хорошо, согласна. В семейных отношениях муж и жена имеют одинаковое право на свою точку зрения, и когда один из них не слышит, не включается в диалог или демонстрирует отсутствие интереса, другой взрывается.

Сценарий праздника « Прощай, начальная школа»

Разработала учитель начальных классов: Антипина О.В.

Цель : Воспитание у учеников чувства уважения к педагогам, родителям, формирование понятия завершения важного этапа в их школьной жизни, развитие стремления успешно учиться в среднем звене.

Звучит бодрый марш «По морям, по волнам», под который команда вместе с капитаном-учителем маршируют в класс.
Капитан :
— Раз, два, раз, два, стой! Раз, два, на ле-во!

Команда останавливается и поворачивается лицом к зрителям (родителям).
Капитан :
— Штурман, доложить!

Штурман :
— Товарищ капитан,
(И. О. учителя) , в вверенной мне команде корабля 4 класса происшествий не обнаружено. Корабль 4 класса уверенно держится на волнах знаний и ему не страшны такие бури, как изложения, сочинения, контрольные и даже открытые уроки.
Капитан :
— Вольно!
В темном небе звезды блещут,
В синем море волны плещут,
Четыре годика назад,
Привели ко мне ребят.

Ученики расходятся по сторонам, остаются два мальчики и две девочки, в руках у них куклы, машинки и ведерко для песочницы.

1 девочка :
— В школу куклу я взяла,
Иначе, я бы, не пошла,
Но мама нас уговорила,
И куклу дома я забыла.

1 мальчик :
— Я положил к себе в портфель,
Четыре джипа и газель,
На все уроки хватит мне,
Играть под партой в тишине.

2 девочка :
— А я, с любимым мягким Мишкой,
Он для меня почти, братишка,
Меня в обиду не давал,
Мальчишкам бил по головам.

2 мальчик :
— А я, в песочницу с ведром,
Тайком ходил на школьный двор,
Лопаткой набирал песок,
И нес исправно на урок.

Все дети встают вместе и говорят:
— Так поход мы начинали,
По волнам наук и знаний!

Капитан :
— Вот так держались на волнах,
Мы на раскрытых парусах,
На дно совсем не опускались,
Хотя, частенько барахтались.
Бывало, плавали с ответом,
Чуть-чуть, недоучили где-то,
Но, тем и хороши науки,
Что нет в них места лени, скуки.
И кораблю приказ был дан,
Идти в открытый океан.

Штурман :
— Чуть-чуть взрослее каждый стал,
Ну, а у нас, прощальный бал.

Мальчики с девочками танцуют вальс
Ведущий. -Сегодня мы все немного волнуемся: четыре года вы шаг за шагом поднимались по самым трудным ступенькам лестницы знаний.

Ведущий. Почти 2500 уроков проучились вы вместе с тех пор. Выучены десятки правил, решены сотни задач и тысячи примеров, множество научных фактов засели в ваших головах, а некоторые до сих пор там не умещаются.

Ведущий. 1836 часов просидели школьники за партой, и это не считая времени, затраченного на выполнение домашних заданий. 1920 исписанных тетрадей, но не каждая из них показана родителям.

Ведущий 1. В номинации “Ученик года” награждаются за отличные успехи в учебе, за активную жизненную позицию (Сизых Александра)

Александра наша любит петь, плясать,
Книги разные читать, сайты интересные посещать
Желаем учиться еи только на «5»
и в школе таланты свои далее развивать.

Есть элементы акробатики

Порою даже в математике.

И те, кому она подвластна,

Те Пифагоры - это ясно!

В номинации «Юный Пифагор» награждаются (Евстафьев Александр, Шляхов Эдуард)

Исполняет песню Ивакина Ирина «Мой учитель»

1 Ученик: Здесь стали мы учениками
И обрели друзей.
Здесь мы немного повзрослели,
Стали чуть-чуть умней.
2 Ученик: В школе начальной мы учились,
Но вот прошли года:
Выросли мы, и распрощаться
Нам настаёт пора!

Ведущий: А сколько талантов у нас, хоть сейчас снимай тележурнал "Ералаш"!

1-я сценка.
1-й ученик: Вы слыхали? Учитель поставил кляксу в журнал. На самую главную страницу! Я сама видела.
2-й ученик: Вот бы на мою единицу!
3-й ученик: Вот бы на мою двойку!
4-й ученик: Ой! Только бы не на мою тройку!

2-я сценка.
Учитель: Болтаешь на уроках?
Ученик: Нет.
Учитель: Списываешь?
Ученик: Да что вы!
Учитель: Дерешься?
Ученик: Никогда!
Учитель: Да есть ли у тебя хоть какие-нибудь недостатки?
Ученик: Вру много.

Учитель 1. У каждого человека есть дом, не просто жилище с крышей над головой, а место, где его любят и ждут, понимают и принимают таким, какой он есть, где тепло и уютно.

Учитель 2. 1 сентября четыре года назад 26 мальчишек и девчонок сделали свой первый шаг в страну знаний. Четыре года назад мы начали создавать там свой дом, в котором нам всем вместе было хорошо. Он сложен из строительного материала с особыми свойствами: доброта, мудрость, //дружба, любовь, //интерес, юмор, // взаимопомощь, увлечения. (Во время слов Учителя 2 звучит музыка или песня. "Детство, детство..." Дети (8 чел.) вносят на сцену "кирпичи"- коробки с надписями "доброта", "дружба", "юмор", "взаимопомощь" , "любовь", "мудрость", "увлечения", "интерес", строят дом

Увидеть и сообразить

И все суметь изобразить,

Изобразить прекрасно.

Кому это подвластно?

В номинации «Пестрая палитра» награждаются (Непутаева Валентина, Воронцова Элла, Сергеева Диана, Забелин Егор)

Кому дано быть от других отличным,

Быть обаятельным, пластичным, артистичным?

В номинации «Мисс артистизм» награждаются Ивакина Ирина, Лопатичева Соня

Сценка с урока. - Дети, вы пришли в школу. Здесь нужно сидеть тихо, а если что-то хотите спросить, нужно поднять руку.

(Вовочка тянет руку.) - Ты что-то хочешь спросить, Вовочка? -Нет, просто проверяю, как работает система.

Сценка. "Маленькое собрание" - Папа, я должен тебе сообщить, что завтра в школе состоится маленькое родительское собрание учеников, родителей и учителей. - Что значит "маленькое"? - Это только ты, я и Ольга Владимировна.

Ведущий 1. Директору - слово для поздравленья

Исполняет песню Сизых Александра «Маленькая страна»

Ведущий: В номинации “Золотое перо” награждаются(Богданова Полина, Зубова Кристина)

Девченкам желаем верных друзей,
Много здоровья и солнечных дней,
В учёбе успехов и только добра.
Пусть жизнь ваша радости будет полна!

Кто у нас звездой стал в спорте?

Знают все, друзья, не спорьте!

Ведущий: В номинации “Звезда спорта” награждаются (Корикова Настя, Караваева Анастасия, Смолина Алена, Снегирев Даниил, Кузнецов Александр)

Постоянно в поиске, в движении.

Не поймать его в одном положении.

Ведущий: В номинации “ Вечный двигатель ” награждаются Перфильев Степан, Серебренников Максим, Визирякин Даниил.

"На уроках природоведения" Действующие лица: учитель и ученики класса

Учитель: Кто может назвать пять диких животных? Ученик Петров тянет руку.

Учитель: Отвечай, Петров. Ученик Петров: Тигр, тигрица и... три тигрёнка.

Учитель: Что такое дремучие леса? Отвечай, Косичкина!

Ученица Косичкина: Это такие леса, в которых... хорошо дремать.

Учитель: Петров, какую книгу о знаменитых путешественниках ты прочитал?

Ученик Петухов: «Лягушка-путешественница»

Учитель: Козявин, ответь, пожалуйста, какая продолжительность жизни мыши?

Ученик Козявин: Ну, Марь Иванна, это целиком и полностью зависит от кошки.

Ведущий: Все годы и дни из урока в урок вместе с нами учились наши родители.

учитель: Они, как и вы, а может быть и больше вас волновались, переживали неудачи, радовались вашим победам…и сегодня на празднике всем им мы говорим огромное спасибо!

1-й ученик:

Вместе с нами в 5 класс

Наши мамы, наши папы переходят.

Всё, чему учили нас

Они лучше нас проходят.

3-й ученик:

Мамы, милые, добрые мамы,

Вам хотим мы спасибо сказать.

За заботу, за то, что Вы, мамы,

Всё готовы простить и понять.

5-й ученик:

Папочки, наши любимые,

Бабушки, мамы, родные,

Желаем Вам самых разных благ.

Живите долго только так,

Не зная ссор, размолвок, бед,

В любви и счастье много лет.

7-й ученик:

Родителей мы всех благодарим

За их заботы и тревоги.

В душе мы Вас боготворим

И Вам спасибо говорим.

Сценка «Домашнее задание»

Павлик. Вот проклятая задача! Бился, бился - неудача! Аж в глазах пошли круги. Сядь-ка, папа, помоги!

Папа Выше голову, сынок! С папой ты не одинок (садится за уроки)

Павлик. Части речи в упражненье нам велели подчеркнуть. Сделай, мам, одолжение - повнимательнее будь!

Мама Части речи подчеркнуть? Разберемся как-нибудь. (садится за уроки)

Павлик. А тебе, бабуля, краски, На, бабуленька, не спи. Нарисуй картину к сказке: Кот шагает по цепи.

Бабуля. Нет, стара, уж глаз не тот (Павлик плачет) Ладно, ладно, будет кот. (садится за уроки) Павлик На минутку выйду я. Где же курточка моя?

Ведущий. Утром Павлик шел веселый С синей сумкой за спиной. Но не весело со школы Возвращался он домой.

Мама Что принес? Павлик. Смотри сама. Папа. Нет, докладывай сперва! Павлик. Папа- пять, четыре- мама, а тебе, бабуля, два.

К вам мамы, папы, обращаясь, Хотим спасибо вам сказать, Вас столько раз мы огорчали, Но вы всегда прощали нас. За седину, за всё простите. (Все:) Мы крепко-крепко Любим вас!

Слово предоставляется дорогим родителям.

Исполняют песню группа ребят «Учитель»

Ни урок, ни перемена не меняют джентельмена!

Ведущий: В номинации «Настоящий джентельмен» награждаются Лесников Никита, Арбаринин Игорь, Красовский Даниил

Ведущий: Ребята, вам интересно, что ждет вас в будущем?

2030 год... Приходит весна...

В газетах мы ваши прочтем имена.

Степа и Егор учеными известнейшими стали.

Даниил и Стас служили и уже генералы.

Элла, Ира и Лена в Париже на конкурсе танцев

Сразили изяществом всех иностранцев.

Эдик хозяином стал автопарка,

Вот только с бензином, как прежде, запарка!

А Антон, конечно, компьютерщик рьяный,

Он новые классные создал программы.

Саша наш стал дорогим адвокатом,

Он за границей сейчас вместе с братом.

Игорь и Макс погрузились в науку,

Открыли совместно теорию звука,

Еще поработав - теорию света

И лауреатами стали за это!

Подумайте только, наша Настя

Та, что сметливей была всех и краше,

Живет и работает здесь по соседству,

Она главный врач поликлиники детской!

Кристина и Поля едут к нам на гастроли,

Играют только первые роли.

Ну, а наша Валентина

По свету показывает свои картины.

Никита, что тихий такой и угрюмый,

Теперь депутат Государственной думы.

Егор-то - звездочка в шахматном мире.

А клеток всего шестьдесят четыре.

Диана, Лиза, Соня- просто класс!

Они по подиумому ходят у нас!

Все любят животных,

Но Аленка наша, души в них не чает,

«Лучший ветеринар»- статья сообщает.

Александра- директор школы вот этой,

Уже возглавляет она педсоветы.

Пройдет много лет... И наступит весна...

Мы ваши в газете прочтем имена.

Ведущий: Чего греха таить. За 4 года у нас бывало все: и ссоры, и даже драки.

Сценка «Ссора»

Два мальчика «дерутся».

Учитель (разнимает детей):

Кто кого обидел первым?

Мальчики: - Он меня!

Нет он меня!

Учитель: - Кто кого ударил первым?

Мальчики: - Он меня!

Нет он меня!

Учитель: - Вы же раньше так дружили!

Мальчики: - Я дружил!

И я дружил!

Учитель: - Что же вы не поделили?

Мальчики: - Я забыл!

И я забыл!

Ведущий : Честны, отзывчивы - везде,

Чувствительны к чужой беде.

В номинации «Мисс и Мистер Совесть класса» награждаются (Мурашев Антон, Сафронова Елена)

Исполняет песню «Детство» Евстафьев Александр

ВНИМАНИЕ! Наступает самый торжественный момент. Сейчас вы должны дать «Клятву пятиклассника». «Вступая в ряды учеников средней школы, перед лицом своих товарищей, перед лицом родителей-мучеников, перед лицом учителей-тружеников торжественно клянусь: (Отвечают только «Клянусь») 1. У доски стоять, как лучший вратарь, не пропускать мимо ушей ни одного вопроса, даже самого трудного и каверзного.- Клянусь 2. Не доводить учителей до температуры кипения - 100 градусов С.- Клянусь 3. Быть быстрым и стремительным, но не превышать скорость 60 км\ч при передвижении по школьным коридорам. -Клянусь 4. Вытягивать из учителей не жилы, выжимать не пот, а прочные и точные знания и навыки. -Клянусь 5. Плавать только на «хорошо» и «отлично» в море знаний, ныряя до самой глубины. -Клянусь 6. Быть достойным своих учителей. -Клянусь Ведущие. А теперь можете сказать заветную фразу ВСЕ: УРА! МЫ - пятиклассники!!!

К лятву дают родители. Готовы?

РОДИТЕЛИ (вместе):

Детям в учебе поможем всегда? — Да!

Чтобы детьми была школа горда. — Да!

Нас не пугает задач чехарда. — Да!

Формулы вспомнить для нас ерувда. — Да!

Клянемся детей не лупить никогда. — Да!

Только слегка пожурить иногда. — Да!

Будем спокойны, как в речке вода. — Да!

Мудрыми будем, как в небе звезда. — Да!

Будем вставать по утрам в холода. — Да!

Чтобы успеть и туда и сюда. — Да!

Когда ж завершится учебы пора,

Вместе с детьми погуляем тогда! — Да! Да! Да!

Ведущий: Порою даже сильный эрудит

Не знает, где и в чем он победит.

Конечно, чтобы в чем-то первым быть,

Необходимо дело полюбить.

В номинации «Мисс и Мистер Загадка» награждаются Рыбак Станислав и Лапыренок Елизавета

Стоит школа-теремок, теремок.

Он ни низок, не высок, не высок.

Кто-кто в теремочке живет?

Кто-кто в 2-х этажном живет?

Там Ольга Владимировна живет

В 4 классе преподает.

Заставляет правила запоминать,

Там Надежда Николаевна живет

Всех детей в мир искусства ведет.

Рисунки учит рисовать

И пятерки за них получать.

Там Рада Борисовна живет

Под минусовки песни с нами поет

Так поет, что прямо за сердце берет.

Там Диана Владимировна живет

Физкультуру нам преподает

Заставляет прыгать и скакать

Силу и здоровья набирать.

Там Марина Евгеньевна живет

Английский язык преподает

Вот какой терем-теремок

Хоть не низок и совсем не высок

Зато люди там хорошие живут

Ребятишки к ним с радостью бегут.

Всем, кто нас добру учил,

Кто нас воспитывал, кормил,

И тем, кто просто нас любил,

Мы говорим «СПАСИБО !

Ученик: Пусть осень пройдет золотая,

Метель бушевать перестанет.

И солнце, смеясь и сверкая,

В начальные классы заглянет.

Здесь к знаниям новым спешили

Мы с первым учителем вместе,

Росли, удивлялись, дружили

И пели любимые песни.

Ученик: Наш класс, озорной и веселый.

Зачеты, уроки, задачи…

Сегодня начальная школа

Нам в жизни желает удачи!

Откроются двери, и снова

Ты встретишь своих первоклашек.

Мы знаем, начальная школа, -

Ты в сердце останешься нашем!

Все поем «Не крутите пестрый глобус»

Замечали ли вы, что многие семейные ссоры протекают будто по сценарию? Мы конфликтуем по разным поводам, но подспудная причина остается неизменной. Какие скрытые силы втягивают нас в повторяющиеся конфликты и как поставить эту заевшую пластинку на «стоп»? В издательстве «Альпина Паблишер» вышла книга психолога и переговорщика Дэниэла Шапиро «На эмоциях: как улаживать самые болезненные конфликты в семье и на работе», в которой подробно разработана эта тема. «Матроны» публикуют отрывок из книги.

В комедии «Новые времена» Чарли Чаплин, еле передвигая ноги от усталости, возвращается домой в свою развалившуюся лачугу, и на пороге деревянная балка со всего размаху падает ему на голову. Одна и та же сцена повторяется ежедневно: Чаплин шаркающей походкой входит внутрь, закрывает дверь - и получает удар по голове. В один прекрасный день герой заходит внутрь, а балка остается на месте. В смятении он поднимает глаза наверх, потом снова открывает дверь и с силой ее захлопывает. Балка обрушивается на его голову. Вот теперь можно идти и заниматься привычными делами.

Пример Чаплина демонстрирует действие одной из самых мощных сил, которая втягивает нас в конфликт: навязчивое повторение. Под ее давлением мы вынуждены снова и снова воспроизводить, как по шаблону, одно и то же поведение. Предмет спора может меняться - сегодня вы не согласны с тем, как ваш муж или жена распоряжается семейным бюджетом, а завтра начинаете выяснять отношения из-за домашних обязанностей. Но подспудная причина противостояния всегда остается неизменной - и выводит из себя.

Пожалуй, самое неприятное то, что сила, толкающая к навязчивому повторению, подстегивает бессознательно воссоздавать обстановку , которая приводит к возобновлению конфликта. Ведомые неодолимой страстью заново переживать боль прошлого, мы начинаем вредить сами себе и достигаем в этом больших успехов, убеждая себя, совсем как Чаплин, что нам необходимо, чтобы балка в очередной раз стукнула нас по голове.

Но откуда берется склонность к такому поведению? И еще более важный вопрос: как его изменить?

Анатомия навязчивого повторения

Я определяю навязчивое повторение как дисфункциональный образец поведения, который вынужденно воспроизводится снова и снова . Это более сложная разновидность привычки. Последняя зарождается, когда стимул производит желаемую реакцию (например, вам захотелось кофе - вы машинально заходите в кафе и заказываете чашку кофе; стимул произвел желаемую реакцию - и не успели вы глазом моргнуть, как уже не мыслите жизни без крепкого эспрессо). Навязчивое повторение глубже проникает в психику, вынуждая вновь и вновь делать то, что вы на самом деле не хотите. Мы невольно становимся сами себе врагами, бессознательно проживая очень давний сценарий поведения - в полной уверенности, что он является результатом нынешних обстоятельств.

Чтобы освободиться от навязчивого повторения, важно сначала понять, почему оно искажает наше восприятие во время конфликта.

Во-первых, имеет место глубокая душевная травма. Когда нашу идентичность грубо попирают, будь то прямая агрессия, плохое обращение или трагическая перемена в жизни, произошедшее оставляет незаживающую рану в душе.

Возьмем случай моей подруги Джен. Когда ей было семь лет, ее отец ушел из дома и больше не вернулся. Его уход глубоко ранил девочку, и шрамы долго не заживали. Каждый раз, играя на улице с друзьями, она ежеминутно устремляла взгляд вдаль, надеясь, что отец появится за поворотом. Он так никогда и не появился.

Во-вторых, мучительные эмоции изгоняются в бессознательное. Вы запираете душевные переживания в тюрьме на окраине своего разума, в надежде никогда больше не иметь с ними дела.

Когда я познакомился с Джен, ей исполнилось 30 лет, но уход отца по-прежнему оставался самым болезненным событием в ее жизни. Тем не менее, она никогда не испытывала желания пройти курс психотерапии и редко обсуждала свое детство с друзьями, предпочитая держать тоску, стыд и ярость в темнице бессознательного и притворяться, что их не существует.

В-третьих, вы жадно ищете любой предлог, чтобы воссоздать эмоциональную травму.

Хотя Джен и подавляла свои эмоции, они отказывались сидеть смирно в глубинах ее психики. Они колотили в стены, били по потолку и кричали без остановки. Каждый раз, когда она оказывалась в конфликтной ситуации, хотя бы отдаленно напоминавшей уход отца, Джен автоматически обращалась к единственному известному ей опыту прошлого. Несмотря на явные доказательства обратного, она твердила себе, что муж в конце концов бросит ее, начальник уволит, а лучшая подруга откажется от их дружбы. Раз за разом Джен занимала позицию покинутой жертвы. Мучительные воспоминания детства то и дело всплывали в памяти, и даже не связанный с ними спор развивался по сценарию, который был до боли знаком.

В-четвертых, вы инстинктивно пытаетесь облегчить душевные муки. Самый действенный способ справиться с неприятными эмоциями - извлечь их из бессознательного и честно, шаг за шагом, проработать. Но нам страшно посмотреть в глаза своей боли.

Навязчивое повторение предлагает обходной путь - это попытка справиться с эмоциями, не встречаясь с ними лицом к лицу. Однако такой способ малоэффективен, так как навязчивое повторение сковывает свободу действий. С одной стороны, этот поведенческий сценарий подталкивает, не задумываясь, выплеснуть мучительные эмоции, заново прожив ту, изначально ранившую ситуацию, - в надежде, что на этот раз нам удастся «починить» застарелую травму.

Каждый раз, когда муж Джен отправлялся в деловые поездки, она чувствовала себя бесконечно одинокой и, когда он возвращался, искала повод для ссоры с несвойственной ей яростью, в тайной надежде, что на этот раз сможет выйти из положения победителем. Но, разумеется, чем больше Джен кричала, тем сильнее отдалялся от нее муж, то есть она сама раз за разом провоцировала его уход, которого так страшилась.

С другой стороны, при навязчивом повторении мы всеми силами избегаем ситуаций, в которых подавляемые эмоции могут вырваться на свободу.

Например, Джен зорко следила за тем, чтобы не оказаться брошенной. Убедив себя, что такая опасность реальна, она предпринимала упреждающие меры, отдаляясь прежде, чем другая сторона дистанцируется от нее. Результат такого поспешного самоустранения был предсказуем: друзья чувствовали себя отвергнутыми - и покидали ее. Иначе говоря, Джен снова воспроизводила знакомый сценарий ухода, который изначально пыталась взять под контроль.

Хотя навязчивое повторение сильно действует на нервы (вы сознаете, что сами себе вредите, но не можете остановиться), в некотором смысле у этого расстройства поведения благие цели и без него невозможен процесс заживления душевных ран. Таким способом сознание спрашивает: «Я действительно хочу снова переживать старую боль? ». В итоге именно этот вопрос дает силы положить конец навязчивому повторению.

Препятствия на пути к свободе

При навязчивом повторении происходит подмена эмоций - вместо того чтобы реагировать на ситуацию здесь и сейчас, мы обращаемся к давнему конфликту и чувствуем то, что переживали тогда, в полной уверенности, что нынешние разногласия продиктованы только нынешними обстоятельствами . Способность отличать прошлое от настоящего исчезает - «система чувств» дает сбой, лишая возможности адекватно реагировать на окружающую реальность. Мы убеждены, что наши чувства вызваны текущим моментом, в то время как на самом деле заново проживаем прошлое.

В ответ на угрозу идентичности возникает тревога - и тут в дело вступает навязчивое повторение. Его цель - уменьшить напряжение. Такое впечатление, будто невидимый кукловод управляет нашими эмоциями, а мы беспомощно наблюдаем за происходящим. Чувства воспринимаются как объективная реальность вне нашего контроля, они притягивают нас к себе, словно «роковое пламя».

С Джен и Марком случилось именно это. Несколько раз они предпринимали попытку поговорить о своих проблемах, выслушать друг друга и обсудить варианты выхода из тупика, вместо того чтобы поддаваться обычной вражде. Но даже когда удавалось решить какой-нибудь спор полюбовно, каждого, по их собственному признанию, тянуло на привычную дорожку и в душе оставалось ноющее чувство неудовлетворенности, как будто они не закончили какое-то дело. Навязчивое повторение звало их обратно, в замкнутый круг хорошо знакомых слов и поступков.

Как вырваться на свободу

Ссора обычно вспыхивает, когда мы чувствуем, что к нам относятся без должного уважения (заставляя испытать беспомощность, страх отвержения или потери) либо, скажем, наносят удар по самолюбию. Эти эмоции носят глубоко личный характер и выходят за рамки текущего конфликта. Вот почему вне зависимости от обсуждаемых вопросов, будь то проблемы границ или процесс бюджетирования, один взгляд, брошенный свысока, способен спровоцировать сильнейшую реакцию.

Чтобы обнаружить глубинную эмоциональную причину, из-за которой мы конфликтуем, необходимо обратить внимание на приметы неадекватного поведения, которое вы постоянно воспроизводите в конфликте (чрезмерный гнев, страх, избегание), и попытаться выяснить его скрытые причины.

Такой причиной может быть страх:

  • быть брошенным;
  • ощутить себя неважным, ничего не значащим;
  • почувствовать отчуждение;
  • оказаться в положении, когда к вам относятся свысока;
  • впасть в зависимость;
  • лишиться воли;
  • ощутить удар по мужскому самолюбию;
  • быть отвергнутым;
  • почувствовать себя пустым, никчемным;
  • оказаться в подчинении;
  • оказаться втянутым в неприятности;
  • быть использованным;
  • почувствовать себя беспомощным;
  • стать слабым;
  • почувствовать себя неполноценным;
  • ощутить себя бесполезным.

Определив, какая именно проблема делает вас уязвимым и толкает нападать и защищаться, попробуйте «вывести из игры» посторонние чувства - те, что порождены душевными ранами прошлого. Представьте, что ваш спор - это футбольный матч и на поле разрешается быть только двум командам: вашей и вашего оппонента. Если появляются «игроки из прошлого» - вы чувствуете себя отвергнутым, брошенным, неполноценным, отправляйте их обратно на скамейку зрителей. Они исключены из сегодняшнего противостояния. У них есть право наблюдать за игрой, но не участвовать в ней.

Джен признала, что давала волю своему страху оказаться брошенной каждый раз, когда Марк уезжал в командировку, и поклялась лучше себя контролировать. Теперь, когда Марк возвращался домой из поездки, оба знали, что им предстоит приложить немало усилий, чтобы избежать цикла раздора. Джен подчинила себе эмоции, отделив боль прошлого (уход отца) от ощущения полного одиночества во время командировок мужа. Вместо того чтобы скандалить, теперь она говорила себе так: «Командировки Марка кормят нашу семью , - говорила она себе. - Уход моего отца - совсем другое дело» . Время, терпение и настойчивая работа над собой помогли Джен свести на нет навязчивое повторение.

Залечите душевные раны

Джен нашла эффективный способ справиться с раной прошлого: она осознала свой страх оказаться брошенной и игнорировала его в спорах с Марком, - так ей удалось вырваться из плена навязчивого повторения. Но рана по-прежнему ныла, так как Джен все еще хранила в душе сильное чувство обиды на отца. Чтобы победить боль и полностью восстановить власть над своими чувствами, ей нужно было проработать свою эмоциональную травму.

Этот процесс требует непреклонной воли и храбрости. Он может быть выполнен при поддержке близкого друга, психотерапевта или даже с помощью терапии творчеством (путем ведения дневника, рисования или игры на музыкальном инструменте). Если вы чувствуете готовность погрузиться в свою боль, чтобы освободиться от нее, вот несколько советов, с чего начать.

Шаг 1. Выясните глубоко личную причину, которая систематически провоцирует сильные эмоции, такие как страх быть отвергнутым, брошенным или чувство неполноценности.

Шаг 2. Определите источник проблемы.

Когда могла зародиться в вас болезненная реакция на отвержение или страх оказаться в подчинении? Начните с воспоминаний детства. Когда вы впервые стали так себя чувствовать? Конечно, наша уязвимость не всегда бывает связана с ранними годами жизни. Если пришлось пережить измену мужа или жены, не просто бывает снова кому-то довериться.

Шаг 3. Исследуйте болезненные чувства, связанные с душевной травмой.

Джен больше всего мучил страх оказаться брошенной. В разговорах с надежным другом она занялась болезненным процессом вскрытия раны в попытке понять и принять свои чувства. Ей было страшно вступать в это эмоциональное пространство, поэтому она разрешила себе входить туда и выходить, когда пожелает. Потом она осталась наедине со своим страхом оказаться брошенной, перечислила связанные с ним основные эмоции и попыталась записать послание, которое несла ей каждая. Она разбиралась с яростью, неверием в собственные силы и страхом близости, и в конце ее ждал вопрос, полный стыда: «Разве я стою любви?». Она хранила в себе все эти тяжкие чувства больше двух десятилетий, но теперь настало время сбросить душевный груз.

Шаг 4. Отпустите боль .

Для этого требуется проявить волю и приложить сознательные усилия. После того как вы «услышите» боль, вы будете готовы отпустить ее: она сказала то, что должна была сказать.

Джен поняла, что сама может выбрать, продолжать ли тащить на плечах груз страха оказаться брошенной, - и решила отпустить его. Процесс стоил ей мучительных переживаний, но принес очищение.

Шаг 5. Превратите свою рану в источник силы .

Шрамы, нанесенные отцовским уходом, останутся с Джен навсегда, невзирая на то что она освободилась от боли детских воспоминаний. Но она отказалась считать себя жертвой прошлого и переосмыслила свой детский опыт, дав себе слово всегда оставаться маяком любви для своей собственной семьи и друзей и никогда не бросать в беде друга или родственника.

Сценарий студенческой весны 2014

Черновой 3!

«Все мы совершаем ошибки и все мы на них учимся, самое главное вовремя признать свою ошибку.»

В конферансе будет несколько вариантов путешествия во времени:

1) Прямое перемещение- можно вмешиваться в события (будут сильные последствия)

2) Параллельное пребывание-ты никак не можешь повлиять на происходящее вокруг себя.

3) Окно во времени- невидимое наблюдение за происходящим во времени.

Рабочие имена героев:

Костя- путешественник во времени.

Маша- «виноватая» девушка

Петя- «виноватый» парень

Сцена 1. Недалекое будущее.

Голос за кадром: Дети рождаются, чтобы исправлять ошибки родителей. Моя история начинается с того, что я потерял отца за несколько месяцев до рождения, маму- когда мне было 13 лет. Всю свою жизнь я мечтал, увидеться с ними. Окончив школу, я решил разобраться в этой истории.

В 2036 году российским ученым удалось создать первый в мире прототип машины времени.

И тут я понял, что это мой шанс…

Действие происходит в лесу.

Костя бежит по лесу с часами-машиной времени, убегает от полиции. Пытается запустить часы. Мимо пролетают лазеры. Нажимая на кнопки он замедляет в воздухе полет лазеров. Набирает верную комбинацию и исчезает.



Сцена 2. Ссора.

День. Оживленная улица. Маша идет по улице среди толпы, улыбается, говорит по телефону. Петя стоит у катка, говорит с ней по телефону. Договариваются встретиться на катке. Маша идет по улице к остановке. Петя катается на катке. Маша заходит на территорию катка, идет к кассе. Петя нечаянно врезается в девушку, та падает. Он пытается ей помочь. Она первый раз на катке и у нее разъезжаются ноги, она обхватила ему шею, чтобы удержаться. Маша выходит на каток и видит, как Петя обнимается с другой девушкой. Они смеются, улыбаются. Маша ревнует, обижается и уходит. Петя помогает той девушке встать, извиняется и они расходятся.

Квартира Пети. Петя возвращается домой. Маша сидит на диване с надутым видом смотрит телевизор. Петя подходит к ней, хочет обнять. Та его отталкивает. Они ругаются и Маша уходит в слезах.

Сцена 3. Незнакомец

Маша выбегает из дома. Идет по улице. Садится на лавочку. Ругается на Петю.

Возле лавочки стоял незнакомый парень (Костя).

В ответ Маша посмотрела на него и отвернулась.

Костя подсаживается рядом.

К: У вас что-то случилось?

М: А вам какое дело, идите куда шли!

К: Просто пытаюсь помочь вам.

М: Слушайте, оставьте меня в покое! Дайте мне побыть одной!

Маша резко встает и уходит.

К (позади нее): Девушка, а за вами сложно угнаться!)

М: Слушайте, да оставьте меня в покое! Чего вы пристали ко мне!

Горит зеленый, Маша торопится поскорее уйти от него.

М: Свободно?

Таксист: Да

Маша садится в такси и уезжает. Костя улыбаясь провожает ее взглядом. Достает из кармана блокнот, проводит пальцем по записям, складывает обратно блокнот и берется за часы.

Маша подходит к дому (подруги или ее мамы). Она снова видит Костю на лавочке у подъезда. Решительным шагом подходит к Косте и спрашивает:

М: Да что вам надо от меня?

К: Мне надо с вами поговорить. Я знаю о вашей проблеме, что вы поругались с парнем. Что виной тому та девушка с которой он обнимался на катке. А вы решили, что у него есть другая?

М: Вы что маньяк? Вы что следите за мной?

К: Что вы, мне это не нужно. Просто я это уже видел.

К: А, я боюсь вы мне не поверите, если я скажу. Проще показать, оглядитесь вокруг.

Маша оборачивается. Весь двор застыл. Люди замерли на месте, птицы зависли в воздухе.

М: А, я поняла, хорошая шутка, это розыгрыш. Где скрытая камера, куда улыбаться.

Маша оглядывается в поисках камеры. Смотрит на нас и фальшиво улыбается.

К: Хорошо, а так…

Костя нажимает на часы и происходящее вокруг обернулось вспять.

Маша остолбенела, в изумлении открыла рот.

К: Хочу предложить вам небольшую прогулку.

М: А,а к-куда?

К: Правильнее спросить когда. Глупо отказываться, потому что я здесь из-за вас.

М: А почему из-за…ладно, не важно. Хорошо. Я согласна.

Костя протягивает руку. На руке Маша заметила родимое пятно.

К: Держитесь крепче.

Они берутся за руки и исчезают.

Материализуются в другом месте.

М: Где мы?

К: Я не хотел, чтобы путешествие прошло даром. Это скорее маленькая экскурсия которая позволяет понаблюдать за людьми. Иногда бывает полезно посмотреть со стороны…

Сцена 4. Конфликт двух людей.

Герои: Женя и Оля.

Оля и Женя – давние подруги, которые очень редко общались в последнее время. В этот день они вышли прогуляться, чтобы узнать, как обстоят друг у друга дела.

Они идут по дороге, днем, по оживленной улице, горячо обсуждая что-то…

Ж: …так что так. Не знаю, как буду выкручиваться: пропустила много, а тут еще тесты. А у тебя что нового?

О: Да вот, недавно в конкурсе участвовала. Прозу подавала последнюю из написанных.

О: Не прошла.

Ж: Почему?

О: Сказали, слабая работа: и сценарий хромает, и идея хлипкая. В общем, отправили переписывать.

Ж: Знаешь, честно говоря, последний рассказ у тебя и правда не очень… (подбирает слово) хороший получился.

О: (хмурится, пристально смотрит на подругу, повышает голос, начинает злиться) Чего ж ты мне раньше этого не сказала?

Ж: Я ведь знаю, как ты к критике относишься: чуть слово не то скажешь, ты уже рвешь и мечешь. И я думала, ты сама все свои ошибки заметишь.

О: Когда я тебе скинула черновик, ты сказала, что все отлично. Сейчас ты мне говоришь, что много ошибок. Тебя вообще как понимать? Я же просила сразу честно мнение высказать. Я ведь тебе доверилась, поверила!

Оля обижена; Женя не знает, что сказать в оправдание; дальнейшую прогулку обе идут молча.

Оля злится на подругу, считает ее виновной в собственной неудаче. Девушка сидит дома, перечитывает свои черновики, рвет некоторые листы, комкает и бросает на пол, вычеркивает строки.

Чрез столько зим и столько испытаний

Открытой книгой, чередой загадок,

Чрез годы вместе, сутки в расставанье.

Мы ссоримся с тобой, и это глупо.

Порой срываюсь на тебя совсем без дела:

Наверное, мне хочется с тобою

Делить все-все. Но мы с тобой раздельны:

И жизнь твоя теперь другой дорогой,

Хоть параллельной; иногда тропинки

Смыкаются – и я с тобою снова,

Уже летят упреки, угрызенья.

Мы вроде близко, но теперь чужие.

А раньше, вспомнить, были всюду рядом;

А раньше, вспомнить, мы с тобой дружили…

Я рада, что ты здесь, моя родная,

Чрез столько ссор и столько испытаний,

Взлетевшей птицей в мир больших скитаний,

Чрез сутки вместе, годы в расставанье.

Спустя некоторое время она успокаивается, собирает сумку и уходит. По пути в универ она прокручивает в голове сцены из ее прогулки с подругой, обдумывает ситуацию.

Спеша на пару, она встречает Женю на лестнице.

Ж: Привет. Ты тоже сегодня учишься?

О: (хмуро) Ага. (нависает тишина)

Ж: Ладно, я на пару. (собирается уходить)

О: Погоди… (виновато опускает взгляд) Жень, я наговорила тогда… голос повысила. Прости.

Ж: Бывает.

О: Я не должна была. В том, что я не прошла, я сама виновата. Надо было больше стараться.

Ж: (улыбается) Ну, в следующий раз у тебя все обязательно получится ведь!

О: (поднимает взгляд на подругу, улыбается в ответ)

    Задачи:

    1. развивать внима-ние, мышление, артистические способности;
    2. воспиты-вать доброжелательное отношение к окружающим.

    Оборудование:
    листы с фотографиями детей, звёздочки зелёного, синего, красного цвета (на обратной стороне на лейкопластырь прикреплено немного красителя темного цвета); большой шприц, наполненный белизной; мягкие игрушки собаки и котёнка; мультимедийная презентация, песня «Ты, да я, да мы с тобой»

    Ход занятия


    1. - Наше занятие мы начнём со своей самооценки.
      Возьмите лист со своим именем и в центре листа прикрепите зелёное сердечко, если считаете, что к вам все окружающие относятся очень хорошо; синее сердечко - если не все люди хорошо относятся,красное - если считаете, что люди к вам относятся плохо.
      - Я рада, что вы все себя любите. Действительно человек должен любить себя и уважать.
      - А сейчас мы узнаем, что одноклассники думают о вас.
      Сейчас все ваши листы разложим на столы, и все дети пройдут и прикрепят соответствующую звёздочку - отношение к данному человеку.
      - Посмотрите на свои звёздочки: какой цвет у вас преобладает?
      - Совпало ли ваше мнение с мнением ваших товарищей?
      - Подумайте, какой недостаток увидели в вас ваши товарищи.
      Об этом мы никому говорить не будем и постараемся от этих черт избавиться.
      - Давайте возьмём звёздочки красного цвета и сложите их в баночку с водой.
      - Что вы заметили?
      Вода потемнела. Видите, даже вода и та принимает на себя негативную информацию и меняет свой цвет. Вода считается неживым объектом, а представляете, что бывает с живыми существами, когда мы им говорим плохие слова, обижаем и словом и делом?
      Не расстраивайтесь, я постараюсь вам помощь. Знайте, я всегда приду к вам на помощь, в любой ситуации (учитель капает немного жидкости из шприца). Если не знаете как правильно поступить, вы всегда можете спросить у меня, родителей или старших товарищей.
      Постарайтесь, больше никогда и никому не делать плохого, ведь плохие поступки и дела непременно к вам вернутся.

    II . Сообщение темы занятия.
    Слайд 1:

    - Сегодня мы поговорим о том, почему люди ссорятся и как этого можно избежать.

    III . Работа по теме занятия
    Но прежде чем мы перейдём к теме, скажите, пожалуйста, как вы думаете, что такое ссора?

    Слайд 2:


    Ссора - состояние взаимной вражды, размолвка. (Словарь Ожегова)
    - Как вы думаете, почему люди ссорятся? (не поделили что-то, нечаянно толкнули, передразнили, стукнули)

    Слайд 3:
    Люди не понимают друг друга.
    Не владеют своими эмоциями.
    Не принимают чужого мнения.
    Не считаются с правами других.
    Пытаются во всём быть главным.
    Не умеют слушать других.
    Хотят умышленно обидеть друг друга.
    - А приходилось ли вам ссориться с другом, подружкой, братом, сестрой или ещё с кем- либо?
    - В чём причина ваших ссор?

    Слайд 4:
    Закончите предложение «Мы ссоримся, потому что…» (высказывания детей).
    - Итак, мы выяснили, из-за чего возникают ссоры: не поделили что-то, нечаянно толкнули, передразнили, стукнули.
    - Из-за чего можно поссориться с родителями?
    - Поссориться можно с кем угодно — было бы же-лание! Сделать это вовсе не трудно. Гораздо трудней помириться. Как ни странно, но детям это удаётся легче, чем взрослым.
    - Как можно помириться, если всё таки вы поссорились?
    Вспомните, какие слова прими-рения вы знаете.
    Слайд 5:

    «Мир и дружба
    навсегда, ну, а ссора никогда!»)
    - И всё же некоторые дети серьёзно переживают ссо-ры: расстраиваются, плачут, у них пропадает аппетит, они плохо спят. Это может привести к какому-либо заболеванию, поэтому ссор нужно стараться избегать.
    - Как это сделать?
    - Прежде всего, следует научиться вовремя останавливаться, когда ваши взаимоотноше-ния с родственниками или товарищами становятся
    « взрывоопасными ».
    - В одном хорошем рассказе я прочитала о девоч-ке Марусе, которая научилась говорить себе слово «Стоп!» перед тем, как выйти из себя. Это поистине волшебное слово останавливало её от необдуманных поступков и помогало сохранять с окружающими доб-рожелательные отношения.
    Давайте потренируемся вовремя говорить себе «стоп!»
    с использованием мяг-ких игрушек котёнка и щенка разыграть следую-щие сцены:
    1. «Щенок спит. В это время котёнок подходит к его
    миске и начинает поедать её содержимое. Щенок про-сыпается и набрасывается на котёнка».
    Подумайте, как можно было избежать потасовки?
    (Обучающимся, нашедшим правильный выход из ситуа-ции, предлагается разыграть данную ситуацию ещё раз, но уже с другой концовкой, используя волшебное слово «стоп!»)


    Желающие разыгрывают данную сцену, изменяя кон-цовку, а также используя слово «стоп!». (Ситуации из жизни класса)
    - Мы не будем скрывать, что в нашей жизни иногда возникают ситуации, как в этом стихотворении.(Инсценировка стихотворения)
    Кто кого обидел первым?
    Он меня!
    Нет, он меня!
    Кто кого ударил первым?
    Он меня!
    Нет, он меня!
    Вы же раньше так дружили!
    Я дружил!
    И я дружил!
    Что же вы не поделили?
    Я забыл!
    И я забыл!
    - Из-за чего поссорились два друга?
    - Кому из вас хотелось бы, чтобы дружба выражалась таким способом?
    Вывод: мы видим, что ссоры могут возникнуть по пустякам, ведь дружить надо уметь!

    По-пробуйте найти правильный выход из следующих си-туаций.

  • На уроке физкультуры во время игры Юля неча-янно толкнула Марину. Марина упала, заплака-ла, обиделась на Юлю.
    Во время перемены Славик и Стасик одновремен-но захотели поиграть с одной и той же игрушкой. Стали вырывать её друг у друга из рук. (Мальчи-ки должны заключить договор, кто будет играть первым, кто вторым.)
  • Уроки закончились. Собираясь домой, Никита нечаянно толкнул портфелем Женю…. Женя накинулся на Никиту. Ведь папа учил, что надо давать сдачу.
    - А как правильно поступить?
    Вывод: К ссоре может привести любой пустяк. Когда вы готовы поссориться с другом, вспомните о том, что у него есть много положительных качеств, ведь именно поэтому вы стали с ним дружить. Навер-но, в данный момент кто-то из вас неправ. Но что-бы понять, кто именно, нужно время разобрать-ся. Поэтому скажите себе «стоп!», не накаляйте атмосферу до предела, а вслух скажите: «Погово-рим об этом завтра». А завтра — вот увидите! — всё будет по-другому.
    IV .Физкультминутка.
    Сейчас, чтобы получше узнать друг друга, мы про-ведём игру«Ветер дует на того.».
    Учитель произносит фразу: «Ветер дует на того,.»
    - у кого много друзей
    - кто не любит ссориться
    - кто не грубит старшим
    - кто часто делится с товарищами тем, что имеет
    - кто умеет говорить комплименты
    - кто никогда не обзывается
    - кто не участвует в потасовках
    - кто не ябедничает
    - кто не стесняется извиняться
    - кто умеет быстро забывать обиду
    - кто умеет дружить
    - кто умеет прощать.
    Вот видите, несмотря на небольшие недостатки мы каждый по-своему добрый, уважительный, умеющий прощать обиды человек.

    Давайте поиграем и почувствуем, что мы одна семья.
    Мы с тобой одна семья:
    Вы, мы, ты и я
    Потрогай нос соседа справа
    Потрогай нос соседа слева
    Мы с тобой - друзья
    Мы с тобой одна семья:
    Вы, мы, ты и я
    Обними соседа справа
    Обними соседа слева
    Мы с тобой - друзья
    Мы с тобой одна семья:
    Вы, мы, ты и я.
    Ущипни соседа справа
    Ущипни соседа слева
    Мы с тобой друзья
    Мы с тобой одна семья
    Вы, мы, ты и я.
    Поцелуй соседа слева
    Поцелуй соседа справа
    Мы с тобой друзья.
    - А чтобы быть настоящими друзьями и никогда не ссориться, нужно соблюдать правила дружбы. Вы уже можете их назвать?

Слайд 6:

  • Понимать другого;
  • Играть и работать дружно;
  • Попросить прощение;
  • Помогать друг другу;
  • Быть честным;
  • Договариваться друг с другом;
  • Приходить к общему решению.
    - Я надеюсь, что теперь мы будем более внимательно относиться друг к другу. Будем стараться выполнять закон дружбы «НЕ ссорься!» и научим других сдерживать плохие эмоции.
    VI
    VI I . Подведение итогов

    - Что мы учились делать?
    - Трудно ли это?
    - Нужно ли этому учиться?
    - Какое новое слово узнали? Что оно означает?
    Попробуйте вовремя остановиться, когда взаимоотношения накаляются до предела. Научитесь говорить себе «Стоп!» и тогда сможете избежать многих неприятных ссор.
    Хотелось бы вам предложить задание, которое вы выполните дома - перед сном вспомнить всех людей, на которых вы за что-либо обиделись, и постараться мысленно их простить.
    Хотелось, чтобы вы выполнили ещё 1 задание: на листочке попросите прощения у своих одноклассников и поместите их в коробочку. После занятия «почтальон» разнесёт их адресату.
    Закончить наше занятие я предлагаю песней «Ты, да я, да мы с тобой».)
    - На этом занятие наше окончено. Будьте терпимы друг к другу и пусть дети всей земли никогда не ссорятся.

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Не надо больше ссориться" »

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

« Становская средняя общеобразовательная школа »

Открытый классный час
«
НЕ НАДО БОЛЬШЕ ССОРИТЬСЯ...»

Подготовила и провела:

учитель начальных классов
Арцыбашева Л.В.

Становое, 2014

Занятие – практикум

« НЕ НАДО БОЛЬШЕ ССОРИТЬСЯ...»

Цель:

    познакомить детей с некоторыми способами выхода из конфликтных ситуаций.

Задачи:

    учить детей находить компромисс;

    развивать внима­ние, мышление, артистические способности;

    воспиты­вать доброжелательное отношение к окружающим.

Оборудование:
листы с фотографиями детей, звёздочки зелёного, синего, красного цвета (на обратной стороне на лейкопластырь прикреплено немного красителя темного цвета); большой шприц, наполненный белизной; мягкие игрушки собаки и котёнка; мультимедийная презентация, песня «Ты, да я, да мы с тобой»

Ход занятия

    Мотивирование к учебной деятельности.

Наше занятие мы начнём со своей самооценки.
Возьмите лист со своим именем и в центре листа прикрепите зелёное сердечко, если считаете, что к вам все окружающие относятся очень хорошо; синее сердечко – если не все люди хорошо относятся,
красное – если считаете, что люди к вам относятся плохо.

Я рада, что вы все себя любите. Действительно человек должен любить себя и уважать.
- А сейчас мы узнаем, что одноклассники думают о вас.
Сейчас все ваши листы разложим на столы, и все дети пройдут и прикрепят соответствующую звёздочку – отношение к данному человеку.

Посмотрите на свои звёздочки: какой цвет у вас преобладает?
- Совпало ли ваше мнение с мнением ваших товарищей?
- Подумайте, какой недостаток увидели в вас ваши товарищи.
Об этом мы никому говорить не будем и постараемся от этих черт избавиться.
- Давайте возьмём звёздочки красного цвета и сложите их в баночку с водой.
- Что вы заметили?
Вода потемнела.
Видите, даже вода и та принимает на себя негативную информацию и меняет свой цвет. Вода считается неживым объектом, а представляете, что бывает с живыми существами, когда мы им говорим плохие слова, обижаем и словом и делом?
Не расстраивайтесь, я постараюсь вам помощь. Знайте, я всегда приду к вам на помощь, в любой ситуации (учитель капает немного жидкости из шприца). Если не знаете как правильно поступить, вы всегда можете спросить у меня, родителей или старших товарищей.
Постарайтесь, больше никогда и никому не делать плохого, ведь плохие поступки и дела непременно к вам вернутся.

II . Сообщение темы занятия.
Слайд 1:

Не зря и тема нашего занятия - «Не надо больше ссориться»

Сегодня мы поговорим о том, почему люди ссорятся и как этого можно избежать.

III . Работа по теме занятия

Но прежде чем мы перейдём к теме, скажите, пожалуйста, как вы думаете, что такое ссора?

Слайд 2:

Определение рассыпалось. Давайте мы его соберём.

Ссора – состояние взаимной вражды, размолвка. (Словарь Ожегова)

Как вы думаете, почему люди ссорятся? (не поделили что-то, нечаянно толкнули, передразнили, стукнули)

Слайд 3:

Люди не понимают друг друга.
Не владеют своими эмоциями.
Не принимают чужого мнения.
Не считаются с правами других.
Пытаются во всём быть главным.
Не умеют слушать других.
Хотят умышленно обидеть друг друга.

А приходилось ли вам ссориться с другом, подружкой, братом, сестрой или ещё с кем- либо?

В чём причина ваших ссор?

Слайд 4:

Закончите предложение «Мы ссоримся, потому что…» (высказывания детей).
- Итак, мы выяснили, из-за чего возникают ссоры: не поделили что-то, нечаянно толкнули, передразнили, стукнули.
- Из-за чего можно поссориться с родителями?

Поссориться можно с кем угодно - было бы же­лание! Сделать это вовсе не трудно. Гораздо трудней помириться. Как ни странно, но детям это удаётся легче, чем взрослым.
- Как можно помириться, если всё таки вы поссорились?
Вспомните, какие слова прими­рения вы знаете.
Слайд 5:
(«Мирись, мирись, мирись и больше не дерись»,
«Мир и дружба
- навсегда, ну, а ссора - никогда!»)

И всё же некоторые дети серьёзно переживают ссо­ры: расстраиваются, плачут, у них пропадает аппетит, они плохо спят. Это может привести к какому-либо заболеванию, поэтому ссор нужно стараться избегать.
- Как это сделать?

Прежде всего, следует научиться вовремя останавливаться, когда ваши взаимоотноше­ния с родственниками или товарищами становятся
« взрывоопасными ».

В одном хорошем рассказе я прочитала о девоч­ке Марусе, которая научилась говорить себе слово «Стоп!» перед тем, как выйти из себя. Это поистине волшебное слово останавливало её от необдуманных поступков и помогало сохранять с окружающими доб­рожелательные отношения.

Давайте потренируемся вовремя говорить себе «стоп!»

Двум обучающимся предлагается с использованием мяг­ких игрушек - котёнка и щенка - разыграть следую­щие сцены:

1. «Щенок спит. В это время котёнок подходит к его
миске и начинает поедать её содержимое. Щенок про­сыпается и набрасывается на котёнка».

Подумайте, как можно было избежать потасовки?

(Обучающимся, нашедшим правильный выход из ситуа­ции, предлагается разыграть данную ситуацию ещё раз, но уже с другой концовкой, используя волшебное слово «стоп!»)

2. «Щенок спит. Котёнок, увлечённый своей игрой, бегает по квартире, шумит, в шутку набрасывается на щенка, приглашая его к игре. Но щенок просыпается, недовольно лает и кидается на котёнка».

Желающие разыгрывают данную сцену, изменяя кон­цовку, а также используя слово «стоп!».

Пример : Щенок, разбуженный котёнком, просы­пается, лает, затем говорит себе «стоп!», после чего произносит ровным голосом: «Я вижу, что у тебя хо­рошее настроение, и я бы с удовольствием с тобой по­играл, но очень устал и хочу спать. Не мешай мне, пожалуйста» или «Когда ты спишь, я не мешаю тебе. Будь добр, не мешай и ты мне».

(Ситуации из жизни класса)

Мы не будем скрывать, что в нашей жизни иногда возникают ситуации, как в этом стихотворении.

(Инсценировка стихотворения)

Кто кого обидел первым?
Он меня!
Нет, он меня!
Кто кого ударил первым?
Он меня!
Нет, он меня!
Вы же раньше так дружили!
Я дружил!
И я дружил!
Что же вы не поделили?
Я забыл!
И я забыл!

Из-за чего поссорились два друга?

Кому из вас хотелось бы, чтобы дружба выражалась таким способом? (Ответы детей)

Вывод: мы видим, что ссоры могут возникнуть по пустякам, ведь дружить надо уметь!

По­пробуйте найти правильный выход из следующих си­туаций.

    На уроке физкультуры во время игры Юля неча­янно толкнула Марину. Марина упала, заплака­ла, обиделась на Юлю. (Юля должна извиниться перед Мариной, помочь ей встать, спросить, всели с ней в порядке.)

    Во время перемены Славик и Стасик одновремен­но захотели поиграть с одной и той же игрушкой. Стали вырывать её друг у друга из рук. (Мальчи­ки должны заключить договор, кто будет играть первым, кто вторым.)

    Уроки закончились. Собираясь домой, Никита нечаянно толкнул портфелем Женю… . Женя накинулся на Никиту. Ведь папа учил, что надо давать сдачу.

А как правильно поступить?
Вывод: К ссоре может привести любой пустяк. Когда вы готовы поссориться с другом, вспомните о том, что у него есть много положительных качеств, ведь именно поэтому вы стали с ним дружить. Навер­но, в данный момент кто-то из вас неправ. Но что­бы понять, кто именно, нужно время разобрать­ся. Поэтому скажите себе «стоп!», не накаляйте атмосферу до предела, а вслух скажите: «Погово­рим об этом завтра». А завтра - вот увидите! - всё будет по-другому.

IV .Физкультминутка.
Сейчас, чтобы получше узнать друг друга, мы про­ведём игру«Ветер дует на того...».

Учитель произносит фразу: «Ветер дует на того,...»

· у кого много друзей.

· кто не любит ссориться.

· кто не грубит старшим.

· кто часто делится с товарищами тем, что имеет.

· кто умеет говорить комплименты.

· кто никогда не обзывается.

· кто не участвует в потасовках.

· кто не ябедничает.

· кто не стесняется извиняться.

· кто умеет быстро забывать обиду.

· кто умеет дружить.

· кто умеет прощать

Дети, относящие данную фразу на свой счёт, выхо­дят к доске, выстраиваются вряд, берутся за руки и при произнесении учителем следующей фразы, дружно дуют, изображая ветер.

Вот видите, несмотря на небольшие недостатки мы каждый по-своему добрый, уважительный, умеющий прощать обиды человек.

V . Игра «Мы с тобой одна семья»

Давайте поиграем и почувствуем, что мы одна семья.

Мы с тобой одна семья:

Вы, мы, ты и я

Потрогай нос соседа справа

Потрогай нос соседа слева

Мы с тобой - друзья

Мы с тобой одна семья:

Вы, мы, ты и я

Обними соседа справа

Обними соседа слева

Мы с тобой – друзья

Мы с тобой одна семья:

Вы, мы, ты и я.

Ущипни соседа справа

Ущипни соседа слева

Мы с тобой друзья

Мы с тобой одна семья

Вы, мы, ты и я.

Поцелуй соседа слева

Поцелуй соседа справа

Мы с тобой друзья.
- А чтобы быть настоящими друзьями и никогда не ссориться, нужно соблюдать правила дружбы. Вы уже можете их назвать?
Слайд 6:

    Быть вежливыми со своими одноклассниками;

    Понимать другого;

    Играть и работать дружно;

    Попросить прощение;

    Помогать друг другу;

    Быть честным;

    Вовремя остановиться, взять паузу;

    Договариваться друг с другом;

    Приходить к общему решению.

Я надеюсь, что теперь мы будем более внимательно относиться друг к другу. Будем стараться выполнять закон дружбы «НЕ ссорься!» и научим других сдерживать плохие эмоции.

VI . Просмотр и обсуждение мультфильма «Ссора».

VI I . Подведение итогов

Что мы учились делать? (Останавливаться в сложных ситуациях.)

Трудно ли это?

Нужно ли этому учиться?

Какое новое слово узнали? Что оно означает?
Попробуйте вовремя остановиться, когда взаимоотношения накаляются до предела. Научитесь говорить себе «Стоп!» и тогда сможете избежать многих неприятных ссор.
Хотелось бы вам предложить задание, которое вы выполните дома - перед сном вспомнить всех людей, на которых вы за что-либо обиделись, и постараться мысленно их простить.
Очень хочется, чтобы вы выполнили ещё 1 задание: на листочке попросите прощения у своих одноклассников и поместите их в коробочку. После занятия «почтальон» разнесёт их адресату.

Закончить наше занятие я предлагаю песней «Ты, да я, да мы с тобой».)
На этом занятие наше окончено. Будьте терпимы друг к другу и пусть дети всей земли никогда не ссорятся.