Религия. История и современность(16)

Глава 15

ОБРАЗ ЖЕНЩИНЫ В РЕЛИГИИ И ПОЛИТИКЕ

Человечество делится на две половины: мужчины и женщины. Роковое противопоставление мужчины как "господина", "главы", "вершителя судеб" женщине как существу второстепенному, созданному из ребра Адама [Существует еще одна версия о создании мира как равнозначного акта для мужчины и женщины: "И сотворил Бог человека по образу своему, по образу Божию сотворил его, мужчину в женщину сотворил" (Первая книга Моисеева Бытие).], в какой-то мере обусловливает дисгармоничность общественного устройства, влияет на социальное неравенство мужских и женских ролей.
Женщина по имени Ева первой сорвала запретный плод с древа познания. Ее имя навсегда осталось в памяти человечества, а познание привело к обесценению женщины и сделало ее воплощением греховности. История доносит до нас весьма противоречивый образ женщины - Евы и Девы. В нем заключается светлое и темное, возвышенное и низменное, доброе и плохое, ангельское и дьявольское.
В глубине веков не существовало социального равенства между людьми, а тем более между мужчиной и женщиной. Последняя занимала подчиненное положение, выполняя свои домашние и материнские обязанности. Тем не менее в глубокой древности были времена, когда женщина играла выдающуюся роль в общественной жизни, о чем свидетельствуют историки и археологи. Это была эпоха матриархата.
В большинстве городов-государств Древней Греции женщины были привязаны к дому, и им не полагалось вмешиваться в общественные дела. Они не могли принимать участие в управлении городом, им не разрешалось наследовать собственность или обладать ею, а также защищать себя в суде. Женщины даже не могли делать покупки вещей, стоимость которых превышала определенную сумму. В течение всей жизни они подчинялись родственникам по мужской линии - сначала отцу, а затем мужу, брату или сыну.

Знаменитый греческий философ Сократ говорил: "Три вещи можно считать счастьем: что ты не дикое животное, что ты грек, а не варвар, и что ты мужчина, а не женщина". Философ Аристотель, учитель Александра Македонского, считал, что "женщина является женщиной в силу отсутствия мужских свойств, поэтому мы должны видеть в женщине существо, страдающее природной неполноценностью". А Гиппократ из Эфеса полагал, что лишь дважды радуется тебе жена: в день свадьбы и в день похорон.
"Сотворение из ребра" послужило основой для серьезных нападок на женщину. Ведь в Библии говорится, что после сотворения Адама Бог вдохнул в него бессмертную душу, а относительно Евы нет никаких указаний - вдохнул Бог в нее душу или нет. Вопрос, есть ли душа у женщины, вызывал среди духовенства большие споры. Многие стали даже сомневаться, является ли женщина вообще человеком. В 585 г. христианские священники на масонском Вселенском Соборе специально обсуждали этот вопрос и после долгих дискуссий большинством только в один голос формально признали, что женщина имеет душу. Такое поистине "героическое" признание оказалось возможным благодаря тому спасительному месту писания, где указывается, что сын Божий Иисус Христос был в то же время сыном человеческим, так как мать его Мария была человеком.
Тем не менее современники подвергли сомнению это решение и в течении многих веков к рассмотрению данного вопроса обращались вновь и вновь. Так, в 1690 г. во
Франкфурте вышла книга под названием "Женщина не человек", а в 1750 г. в Лейпциге появилась книга "Любопытное доказательство, что женщина не принадлежит к человеческому роду". Для эпохи Средневековья была характерна так называемая "охота на ведьм". Так вот, по подсчетам специалистов, соотношение мужчин и женщин, казненных инквизицией, составляет 1:20, а некоторые считают что 1:100 и даже 1:1000.
Прошли века, а мнение не изменилось. Огюст Конт, известный ученый, философ, которого принято считать родоначальником социологии, писал, что неравноправное положение женщины в обществе определяется "естественной слабостью женского организма, общественного равенства между мужчиной и

"Грехопадение". Картина художника Лукаса Кранаха. XVI в.

Женщиной не может быть, а исключительное призвание женщины - семейные обязанности". А вот как определялась роль женщины в "Книге о супружеской жизни", вышедшей в свет в 1943 г. в Европе: "Долг женщины по отношению к ее мужу состоит в том, чтобы служить ему со смирением, быть скромной в речах и одежде, следить за порядком в доме и вести хозяйство". И это все!
На протяжении многих веков во всех странах мы видим женщину, закрепощенную семьей и государством. На Руси существовал домострой, и когда девушка выходила замуж, то отец передавал мужу плеть, что символизировало передачу власти.
В разные исторические эпохи существовали и различные мифы о женщинах. Во времена средневековой инквизиции был распространен миф о женщине-ведьме и множество женщин стало его жертвами. В конце XIX в. миф о роковой женщине, безжалостной соблазнительнице нашел отражение в творчестве ряда крупных писателей. В XX в. в бывшем Советском Союзе господствовал миф о суперженщине: матери, работнице и общественной деятельнице одновременно.
Следует также упомянуть один парадокс: чем больше обожествляли женщину и поклонялись ей на каком-то отрезке истории, тем более подчиненное положение она занимала в реальности. Американская исследовательница Б. Фридан объяснила этот парадокс так: "Чем меньше реальные функции, которыми наделена роль женщины, тем больше ее декорируют бессмысленными деталями, чтобы заполнить пустоту". Обратившись к истории, можно найти подтверждение этой мысли. Древние греки обожествляли женскую красоту в скульптурах, украшая ими храмы, но в реальной жизни "лишних" дочерей подкидывали или приносили в жертву, девушек продавали, а на женщин смотрели лишь как на безмолвных домохозяек.

"В детстве женщина должна подчиняться отцу, в юности - мужу, после смерти мужа - сыновьям... Женщина никогда не должна быть свободна от подчинения", - гласят индийские "Законы Ману". "Благодарю тебя, Господи, что ты не сотворил меня женщиной!" - повторяет в молитве ортодоксальный иудей. "Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господину, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава церкви", - настаивает Библия (Послание к Ефесянам). "Мужья стоят над женами за то, что Аллах дал одним преимущество перед другими" - увещевает Коран (сура 4, аят 38). Сказанное достаточно убедительно говорит о том, что во всех религиозных уче-

Ниях утверждается правомерность неравноправного положения женщин в обществе, а потому вполне оправданным кажется утверждение о том, что религия не беспола, она мужского рода".
В священных писаниях получило отражение "всемирно-историческое поражение женского пола, сопряженное с ниспровержением материнского права, устранением женщины из общественного производства, что было детерминировано коренными социально-экономическими изменениями, ибо известно, что самым важным ключом к статусу женщин повсюду является степень ее участия в экономической жизни, ее контроль над собственностью и продуктами своего труда, зависящими, в свою очередь, от существующей в обществе системы власти" [Смелзер И. Социология. - М., 1994.].
Патриархальный характер общественных отношений практически не подвергался сомнению в течении многих веков. Религиозные институты выступали непреклонными стражами и гарантами патриархального мироустройства, и только XVI в. - век Реформации, когда произошли радикальные перемены в христианстве, вызванные зарождением и развитием в недрах феодализма новых, буржуазных отношений, принес с собой ветры "феминистского возрождения". Краткий промежуток между Лютером и Кальвином дал женщинам миг свободы, который они не преминули использовать: "Как у вынесенных на солнечный свет растений, до этого долгое время находившихся в темноте, их реакция на непривычный свет и тепло была чудодейственной" [Крис Огден. Маргарет Тэтчер - женщина у Власти. - М., 1992.]. Беатриса Галиндо, Франческа де Лебрикса, Катерина Арагонская, королева Мэри, Анна Бэкон, Джейн Грей, Маргарет Ропер, Мэри Сидней - вот некоторые имена выдающихся женщин начального периода Реформации.
Ветры благотворных перемен, хотя еще очень слабые и кратковременные, стали ощущаться вновь XVIII в. В период буржуазных революций во Франции и Америке, выдвинувших лозунг: "Свобода, равенство и справедливость!", возросла политическая активность женщин. Но стоило улечься революционным бурям, как общество поспешило предать забвению женский вклад в победу: поголовно мужским оказывалось представительство во всех законодательных и исполнительных органах государства, женщины по-прежнему оставались лишенными элементарных политических и экономических прав.
Только в XX в. движение против дискриминации приобрело необратимый характер. С каждым десятилетием, особенно с 60-х гг., оно набирает силу, в его ряды включаются представительницы самых различных слоев современного общества.
Неуклонный рост вовлеченности женщин в сферу общественного производства убедительно свидетельствует о том, что пересмотр их социального статуса становится объективной необходимостью. Однако темпы и безболезненность реализации

Указанной закономерной тенденции зависят не только от материального развития общества, но и от факторов идеологического порядка. К числу таковых, в частности, относятся стереотипы, поддержание которых в сознании людей в огромной степени зависит от религии и ее институтов.
Могут ли мировые и национальные вероучения измениться таким образом, чтобы содействовать общественному прогрессу, компонентом которого является ликвидация дискриминации женщин? На этот вопрос даются разные ответы.
Одни - наиболее консервативно мыслящие - считают такого рода идеи неуместными, противоречащими духу самой религии. Другие, их число наиболее значительно, готовы и стремятся в той или иной мере реформировать традиционные вероучения. Известно, например, что индуистским реформаторам удалось добиться отмены ряда религиозных предписаний и даже законодательного запрета некоторых из них. В частности, в 1892 г. была запрещена практика самосожжения вдов - сати, в 1896 г. вдовам официально разрешили вторичное замужество, хотя до сих пор очень немногие пользуются этим правом. В 1929 г. был принят закон о детских браках, запрещающий замужество девочек до 14 лет. Наконец, Конституция Индийской республики 1950 г. в ст. 14 и 15 раздела об "Основных правах" провозгласила равенство граждан независимо от пола. Тем не менее все эти законодательные акты и даже то обстоятельство, что в течение довольно длительного времени индийское правительство возглавляла Индира Ганди, не позволяют констатировать наличие в стране фактического равноправия женщин и мужчин. По-прежнему бесчисленны вопиющие факты дискриминации женщин, о чем свидетельствует сохраняющаяся практика сати, возрастание выкупа за женихов (даури) и т.п. Примечательно, что все обычаи, унижающие женщин, имеют религиозное обоснование.
Женский вопрос оказался наиболее сложным для реформаторов ислама. Даже те из них, которые подвергали радикальному переосмыслению основополагающие представления мусульманства о бытии, о божественном всемогуществе и свободной воле человека, о соотношении веры и знания, религии и науки, которые предлагали пересмотреть положения шариата, касающиеся политического и социально-экономического устройства обществ, не решались в полный голос требовать изменения сугубо патриархальной ориентации ислама. Самое большее, на что решаются мусульманские реформаторы, это на смягчение наиболее вопиющих по своей несправедливости предписаний, касающихся узаконенного исламом многоженства, односторон-


Рис. Мери Годвин (1759-1797), одна из первых английских женщин-феминисток

Него мужского права на развод, обязательности ношения хиджеба (покрывала), символизирующего затворничество женщин.
О слабости или об отсутствии вообще какого-либо движения за эмансипацию женщин в мусульманском мире говорит действующая в большинстве исламских стран законодательная практика, по-прежнему соответствующая средневековому шариату. Более того, наблюдаются отказ от некоторых ранее достигнутых подвижек и восстановление самых жестоких в отношении женщин мусульманских предписаний (особенно показателен в этом смысле пример Ирана).
Наибольший размах реформаторское движение, направленное на ликвидацию дискриминации женщин, получило в христианском мире, что, безусловно, связано с общественным прогрессом, характерным для большинства стран Запада. Несомненным достижением этого движения является допуск женщин к церковной иерархии, хотя, конечно, число женщин-священников далеко не пропорционально их представительству в конфессиональной общине, и они по-прежнему отсутствуют в высших эшелонах церковной власти. Как справедливо отмечают феминистки, христианство все еще остается "мужской религией", поддерживающей стереотипы, дискриминирующие женщин. Этому способствуют, в частности, следующие представления.
Во-первых, "мужской образ" Бога. В Ветхом Завете Бог не имеет пола, однако на протяжении всей своей истории Церковь возглавлялась мужчинами, они же выступали толкователями Священного Писания, при ссылках на Господа использовались исключительно местоимения мужского рода, христианская Святая Троица состоит из "мужских терминов" (Бог отец, Бог сын и Святой Дух) и т. д. Все это привело к укоренению в общественном сознании представление о том, что Бог мужского рода.
Во-вторых, история божественной предопределенности подчиненного положения женщины. Основания к этому усматривают-


Рис. "Явление Христа Марии Магдалине". Картина художника Александра Иванова.

Ся в библейской истории о сотворении человека, в соответствии с которой женщина (Ева) была сотворена из ребра Адама для того, чтобы служить мужчине.
В-третьих, две ипостаси женщины в христианской символике: Ева и святая Мария. В первой - олицетворение Зла, ибо ответственность за грехопадение человека несет Ева, в другой - абсолютная непорочность, вечная женственность. Феминистки считают, что христианская теология содействовала распространению символики, отражающей мужские идеи о сексе: сексуальное зло - блудница, сексуальная чистота - девственница, сексуальное воспроизводство - мать. "Описание женщины в категориях девственницы, невесты и матери означает отношение к ней исключительно в рамках секса", в то время как никому не приходит в голову свести характеристику мужчины к категории "непорочного мужа и отца" [См.: Марио Р. Дедерикс. Хиллари Клинтон. - М., ИСЭН, 1995; Силласте Г. Эволюция социальных позиций женщин в меняющемся российском обществе // Социс. 1995, №4.].
В-четвертых, "божественное доказательство" более низкой по сравнению с мужской природы женщины (чему и должно соответствовать ее подчиненное положение), которое христианские церковники видят в посланиях Апостола Павла. При этом, как бы в подтверждение, цитируются слова из первого Послания коринфянам, запрещающие женщине молиться с открытой головой, в то время как "муж не должен покрывать свою голову, потому что она есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужу, ибо не муж создан от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа", а также упоминавшиеся выше строки Послания к ефесянам и наставления из первого Послания к Тимофею: "Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью. А учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии. Ибо прежде создан Адам, а потом Ева".
Реформаторски мыслящие теологи и церковное руководство под давлением феминистского движения и принимая во внимание изменения, происходящие в современном обществе, прибегают в ряде случаев к новой интерпретации Священного Писания и христианских традиций с целью отказа от установок, наиболее откровенно дискриминирующих женщин. Однако определенная часть феминисток считает такого рода реформаторство бесперспективным, а потому выдвигает идею создания собственной "феминистической религии", или "женской спиритуальности". "Спиритуаль-ный феминизм" - не однородное движение, оно объединяет поклоняющихся Богине (goddess) теоретиков матриархального футуризма, приверженцев ведьминс-кой практики и др. При всем разнообразии феномена, условно именуемого "феминистской религией", можно выделить нечто общее. Это прежде всего то, что дихотомирующему принципу (от греч. dichotomic - разделение на две части) патриархального мировоззрения противопоставляются целостность и единобытие, присущие жен-

Скому мировосприятию. Единобытие предполагает гармонию тела и разума, плоти и духа, теории и практики, слова и дела. Целостность означает также единство природы и человека, с особой полнотой ощущаемое женщиной. Женщина - это природа, вкладывающаяся в природу. Поэтому делается следующее заключение: в отличие от патриархального менталитета, конфликтующего с природой, насилующего ее своим безумным вмешательством, феминистский менталитет несет в мир гармонию, спасение от экологического кризиса.
Господу как силе трансцендентной теоретики "феминистской религии" противопоставляют божество женского рода. Боги исторического иудаизма и христианства не подходят современным женщинам, а потому будут отвергнуты и заменены новыми женскими формами религиозной экспрессивности. Согласно "спиритуальному феминизму", богиня не противостоит природе, не трансцендентна по отношению к ней, напротив, она - часть природы и находится во взаимодействии с естественными силами, признавая их не как нечто иное, подлежащее покорению, а другое измерение себя. Феминистская спиритуальность - это по сути дела экологическая форма поклонения.
Хотя приверженцы "спиритуального феминизма" полагают, что в основе философии их религии лежит идея единобытия, им самим преодолеть критикуемый дихотомизм не удается. По существу, их мысль не выводит человека за пределы того же мира раздвоенности, вину за существование которой они возлагают на "мужскую культуру". Разница в конечном счете состоит лишь в выборе приоритетов. Если, скажем, патриархальная культура акцентирует значимость разума и культуры, то "женская" отдает предпочтение интуиции и природе. Патриархальные мифы замещаются матриархально ориентированным мифотворчеством, идеализирующим систему, основанную фактически на доминировании женщин.

В проекте конституции одного из лидеров движения декабристов - Никиты Муравьева - можно найти важную оговорку: "Женщина не только не является субъектом политических прав, но ей даже запрещено присутствовать на открытых заседаниях высшего законодательного органа". Двухпалатный парламент во время своих
заседаний обычно допускает присутствие зрителей, но женщинам и несовершенолетним (т.е. мужчинам моложе 21 года) всегда возбраняется вход в Палаты [См.: Дружинин И. М. Избранные труды. Революционное движение в России в XIX веке. - М., 1985.].

Такой взгляд на политическое равноправие женщин в 20-е гг. XIX в. казалось вполне естественным не только в России, но и в Европе. И так же естественно, что по мере развития идей женской эмансипации этот взгляд должен был рано или поздно подвергнуться существенному пересмотру. Освобождение женщины от мужского патронажа, выход за пределы треугольника "церковь - кухня - дети" предполагали ее полноправное участие в жизни гражданского общества. Потенциально в этом заключался вопрос о предоставлении женщинам политических прав, т.е. прежде всего права избирать и быть избранной в органы законодательной власти. Собственно говоря, основным содержанием эмансипационных движений во второй половине XIX в. и в XX в. в Европе и Америке была борьба за женское юридическое и политическое равноправие.
Важным изменением в социальном статусе женщин явилось получение ими избирательного права. В начале века женщины во многих странах получили это право и стали принимать участие в политической жизни общества. Первыми добились успеха в обретении избирательных прав финские женщины (1905), затем норвежские и датские. В 1918-1920-х гг. право голоса получили женщины Бельгии, Германии, Польши, Канады, США. Правда, есть сегодня и такие государства, как Кувейт и Саудовская Аравия, где женщины не имеют права голоса.
В XX в. изменилась и социальная роль женщины. Этим изменениям присущи следующие черты: во-первых, глобальность, т.е. затронуты разные регионы, страны мира; во-вторых, множество сфер жизнедеятельности (политика, экономика, образование, семья), где происходят изменения; в-третьих, сложность и противоречивость этого процесса.
Прежнее жесткое разделение ролей: мужчина - добытчик, основной работник, а женщина - мать и домохозяйка - было разрушено самой жизнью. Женщины во многих странах постепенно стали вовлекаться в экономическую жизнь. На Западе даже появился термин "розовые воротнички", означающий женскую занятость в общественном производстве. Например, в США уже в 1985 г. они составляли 45% рабочей силы.
Основным критерием современной политической деятельности является задача действовать сообща, учитывая интересы всех - как мужчин, так и женщин, как большинства, так и меньшинства, устраняя противоречия и нарушения и преодолевая конфликты в распределении материальных благ. Вопрос очеловечения общества гораздо важнее тревог по поводу того, у которого из полов больше власти. Однако на пути такого преобразования стоит множество препятствий. Одна только мысль о повсеместном женском присутствии в тех сферах деятельности, где место только сильным, суровым мужчинам, до сих пор вызывает у многих ожесточенное сопротивление.
После того как женщины получили право на участие в выборах, президент США заявил: "С приходом женщин в нашу поли-

Тическую жизнь мы можем рассчитывать на то, что их интеллект, их организаторские способности, утонченность их натуры и дар оказывать благотворное влияние будут способствовать улучшению социального устройства нашего общества". Это было сказано 4 марта 1921 г. Но даже в настоящее время участие женщин в государственном управлении выглядит бледно ввиду их незначительного количества в верхних эшелонах власти, и потому делать какие-либо выводы о влиянии их на общество пока трудно.
Правда, история знает примеры выдающихся женских личностей, которые не уступали большинству мужчин в делах управления государством. Египетская царица Клеопатра пользовалась "оружием женщины" для завоевания сердец римских властителей Цезаря и Марка Антония и "оружием мужчин" для ведения тридцатилетней войны против своего собственного брата Птолемея XII, бросив вызов самому Риму. Королева Елизавета I возвеличила Англию, осуществив прогрессивные реформы в государственном устройстве, религии, финансах, а также в деле создания сильного военно-морского флота. Она внесла изменения в права беднейших слоев населения. Именно во время ее правления была разгромлена испанская "непобедимая армада".
Немецкая принцесса на русском троне - Екатерина Великая - проводила прогрессивную политику по модернизации всех сфер жизни в тогдашней отсталой, по западным меркам, стране, способствовала расцвету и развитию русской науки и культуры, поднятию престижа России в международном масштабе, но одновременно привела страну к непрекращающейся войне (военные конфликты с Турцией, Польшей и Швецией). Другая принцесса, но уже итальянская, - Екатерина из рода Медичи - стала королевой Франции и вошла в историю как коварная интриганка и устроительница массовой резни (Варфоломеевская ночь 1572 г.).
Примеры относительно женщин, руководящих государством, занимающих важные правительственные посты, можно найти и в нашем времени. В первую очередь нужно назвать Сиримаво Бандаранаике - вдову убитого в 1959 г. Соломона Бандаранаике президента Цейлона (теперь - Шри-Ланка). Она победила на выборах и стала премьер-министром островного государства, причем избиралась на столь высокий пост дважды (1960-1965. 1970-1977).


Рис. Английский плакат времен Первой мировой войны

В 1966 г. в Индии главой правительства страны стала Индира Ганди, приняв бразды правления после смерти своего отца - Джавахарлала Неру, возглавлявшего государство более десяти лет. Годы ее правления (1966-1977; 1980-1984) были отмечены рядом демократических реформ. После того как она была злодейски убита, дело "демократической династии" Ганди продолжал ее сын Раджив.


Рис. Королева Виктория (1819 - 1901)

С 1974 по 1976 г. президентом Аргентины была жена ушедшего из жизни президента страны генерала Хуана Доминго Перова - Изабель Перон. В прошлом танцовщица, она правила страной в течение двух лет хаоса и была свергнута в 1976 г. военной хунтой. Дело мужа продолжала и Карасон Аки-но на Филиппинах В 1986 г. она возглавила народное движение и отомстила за смерть мужа, стала президентом вместо свергнутого ею диктатора Фердинанда Маркоса. Акино управляла страной до 1992 г.
А вот пример того, как дочь становится премьер-министром, заменив приговоренного к смерти отца. Дочь бывшего премьер-министра Пакистана Зульфикара Али Беназир Бхутто удерживала власть с 1988 по 1992 г.: ее обвинили в развале экономики страны, отстранили от власти, но она продолжала борьбу и вернула утраченную власть, которую недавно опять потеряла.
В Никарагуа победила на выборах в 1990 г., опередив кандидатов от сандинистов (партии левой ориентации), Виолетта Барриоз де Чаморро, возглавлявшая оппозиционное движение после смерти мужа, известного политического деятеля.
Вторая половина XX в. вообще пропита под "знаком женщин" Так, в Израиле впервые в истории этого государства в 1969 г. к власти приходит женщина. Приходит по велению собственной совести и по праву. Ведь она стояла у истоков создания еврейского государства. Речь идет о ветеране рабочего движения, премьер-министре Голде Мейер. Она находилась у власти в течение пяти лет.
Однако ни одна из женщин-политиков не оставила такого глубокого следа в истории всемирной политики, как "железная леди" - премьер-министр Англии Маргарет Тэтчер, управлявшая страной, руководствуясь исключительно правилами последовательного консерватизма. Тэтчер находилась на посту премьер-министра с 1979 по 1990 г. Она про-

Жила долгую жизнь политика, гораздо более длинную и счастливую, нежели другие женщины, когда-либо державшие бразды правления в своих руках. За период ее правления в Англии выросло целое поколение людей, которые считают в порядке вещей ситуацию, когда во главе правительства и страны стоит женщина. Их не смущает тот факт, что в сравнении с этой женщиной мужчины - члены ее кабинета министров и те, что пришли после нее, выглядят "неженками". Политическое кредо Маргарет Тэтчер видно из ее высказывания: "Лучшее правило для политика: если хочешь что-то сказать - спроси совета мужчины; если хочешь что-то сделать - спроси женщину" [Крис Огден. Маргарет Тэтчер - Женщина у Власти. - М., 1992.].
Ее примеру следовали все целенаправленные женщины-политики: Гро Херлем Брунтланд, трижды избиравшаяся на пост главы правительства Норвегии, известная во всем мире как борец за охрану окружающей среды; Милка Планич - первая женщина премьер-министр, партийный работник из Хорватии, ставшая во главе югославского государства (1982-1986), которую тоже называли "железной леди".
Но, согласно статистическим данным за 1994 г., лишь в восьми из 170 стран во главе правительства стояли женщины. Немногим лучше обстояли дела и в парламентах, причем исключением не стали даже экономически развитые страны с прогрессивной системой демократического правления. Количество женщин в государственных органах невелико. Например, в палате представителей конгресса США их всего 10,8%. Этот показатель выглядит лучше лишь в пяти из 12 стран - членов ЕЭС: Дания - 30,7%, Нидерланды - 21,3%, Германия - 21,5%, Испания - 13% и Люксембург - 21,3%.
В современной России в высшем органе представительной власти - Государственной Думе - насчитывается 12% депутатов-женщин. В законотворческой деятельности активное участие принимают Старовойтова, Ляхова, Панфилова, Музулина. В исполнительной ветви власти РФ - в правительстве - заметную роль играют женщины-министры А. Дмитриева, Н. Дементьева и И. Хакамада, недавно назначенная на важный пост председателя Комитета по содействию малому бизнесу.
Итак, человечество делится на две половины: мужчин и женщин. И это половины единого целого - мира. Между ними присутствуют чувства любви и ненависти, привязанности и взаимного непонимания. Противопоставление мужчины как "господина", "вершителя судеб" женщине как существу второстепенному создает значительную дисгармонию в общественном устройстве. Следует заметить, что проблемы одной "половины" всегда прямым или косвенным образом отражаются на состоянии другой. Положение женщин в обществе является проблемой осознания общей роли мужчин и женщин в социуме, поэтому и решать ее надо сообща.

Контрольные вопросы

1. Расскажите о взглядах философов и представителей естественных наук ХУЛ-XIX вв. на положение женщины в обществе.
2. Как тезис из Библии о сотворении Евы из ребра Адама повлиял на отношение к женщине как к существу низшему по сравнению с мужчиной?
3. Почему во всех религиях женщине отводится второстепенная роль, отрицается ее самостоятельный социальный статус?
4. Почему феминистическое движение трактует христианство как мужскую религию?
5. Что представляет собой движение "Спиритуальный феминизм"?
6. Как изменялся социальный статус женщины на протяжении XX в.? Какие социально-экономические и политические причины вызвали эти изменения?
7. Приведите примеры активного участия женщин в политической жизни современных государств.
8. Почему общемировые проблемы могут быть решены только при действительно равноправном положении женщин в обществе?

Роль женщин в религиях народов мира, особенно иудео-христианского круга, кажется не слишком значительной только на первый, поверхностный взгляд. Мы не увидим много женщин среди самых распространенных типов так называемых «религиозных людей», например, среди пророков, святых, религиозных реформаторов, основателей религий или новых течений в религиях. Немного их и среди священнослужителей, несколько больше - среди ясновидящих, провидцев, магов. Религиозное служение - одна из наиболее распространенных сфер приложения сил женщины средневековья. Европу покрывала густая сеть монастырей, часть из которых принадлежала женским религиозным орденам. Еще в VI веке женские монастыри основывались орденом бенедиктинцев; с XII века появляются женские цистерцианские монастыри, с XIII века - францисканские и доминиканские. В монастыре в среднем было около двадцати монахинь, хотя имелись и обители с двумя-тремя черницами, и монастыри, число инокинь в которых достигало полутора сотен. В целом женские монастыри были крупнее; численность монахов в мужских монастырях чаще, чем в женских, не превышала десяти человек. Монастыри существенно различались и по достатку. Наряду с зажиточными, среди которых было немало основанных особами королевской крови и находившихся под их покровительством, действовали и небогатые монастыри, едва сводившие концы с концами. Так, уже упоминавшийся руанский епископ, инспектируя обители своего прихода, отмечал большую сумму долга женских монастырей и по этой причине не рекомендовал им принимать новых монахинь; он писал о неудовлетворительном питании инокинь и бедственном состоянии здания монастыря. По социальному происхождению среди монахинь преобладали представительницы аристократии, в том числе и дочери правящих фамилий, - для поступления в монастырь требовалось значительное приданое, которое не могла себе позволить крестьянка или горожанка. Что заставляло аристократок идти в монастырь? Во-первых, это был наиболее приемлемый путь для тех, кто не мог выйти замуж, - а это было явлением нередким. Недаром популярная средневековая пословица гласила: "Женщине следует иметь либо мужа, либо стены!" Часть знатных девушек оставались незамужними, потому что родители не смогли найти подходящую партию или были не в состоянии собрать немалое приданое. Другая причина заключалась в том, что на "рынке невест" предложение превышало спрос, что обусловливалось большей смертностью мужчин-аристократов в результате войн, крестовых походов, феодальных распрей, а также оттоком потенциальных женихов в монастырь.

Поскольку религиозное служение являлось практически единственной возможностью участия женщины в общественной жизни, среди мотивов ухода в монастырь, вероятно, было желание определенной независимости, жажда самореализации - не удивительно, что многие девушки хотели стать монахинями даже вопреки воле родителей. Стоит подчеркнуть, что продвижение по церковной служебной лестнице (возможность стать настоятельницей монастыря, аббатисой) или стремление монахини добиться успеха в ученых штудиях одобрялись обществом как приличествующие женщине, - в то время как, например, управление женщиной государством рассматривалось как исключение из правил, как девиация, как преодоление несовершенной женской природы. Разумеется, одной из основных причин ухода в монастырь была искренняя вера и стремление посвятить свою жизнь Богу. В монастыре жили не только монахини. Монастырские стены служили убежищем для женщин из знатных семей в каких-либо чрезвычайных ситуациях. Например, глава семейства, отправляясь на войну, укрывал домашних в монастыре. Вдова могла оставаться в обители до конца своих дней.

Навсегда могла уйти туда и знатная замужняя женщина после разделения с мужем. Знатные женщины уходили в монастырь на время болезни. Девочки-аристократки в монастыре проходили обучение, а затем возвращались обратно в семью. Практика временного пребывания светских лиц в монастыре порицалась на протяжении всей истории средневекового монашества, но ее сохранение вполне объяснимо: аристократки основывали монастыри, оказывали им покровительство и были вправе ожидать ответных услуг. Покровительство монастырям способствовало повышению влияния и престижа знатной женщины, к тому же создавая ей репутацию святости. Иерархию чинов в женском монастыре возглавляла аббатиса, избираемая общиной и утверждаемая епископом. Эта должность была пожизненной, однако за недостойное поведение или за некомпетентность аббатиса могла быть отстранена от власти. Она была влиятельной персоной и в стенах монастыря, и вне его. На ее плечах лежала большая ответственность за управление монастырем, за соблюдение монахинями дисциплины и порядка. Аббатисы нередко распоряжались землей, на которой монастырь осуществлял права сеньора, - распределяли земельные владения и несли ответственность за все службы с них (в том числе искали рыцарей для королевской службы и отвечали за уплату налогов). Аббатисы назначали в приходские церкви священников и контролировали сбор десятины. Обычно они происходили из среды высшей знати и даже из королевских семей. Например, в XII веке аббатисой одного из монастырей была Сесилия, дочь Вильгельма Завоевателя. Этим, кстати, объясняется и то, что отнюдь не всегда аббатисы, привыкшие жить в роскоши, вели в обителях образ жизни в соответствии с идеалами бедности и целомудрия, как свидетельствуют отчеты о проверках в монастырях.

У монахини было три основных занятия - молитва, чтение религиозных книг, физический труд, из которых первое считалось ее главной обязанностью (напомним, что средневековое название сословия "духовенство" - oratores - в переводе с латинского "те, кто молятся"). В день в монастыре было семь обязательных служб. Первая, утреня, начиналась в два часа ночи; следующая, после небольшого перерыва для сна, в шесть утра; последняя же - в семь вечера в зимнее время и в восемь вечера - летом. Затем инокиня отправлялась отдыхать, но сон ее вскоре опять прерывался ночной службой. Второе занятие - это физический труд, которому монахиня посвящала 5-6 часов в день, чаще всего с полудня зимой и с часу дня - летом.

Структура занятий различалась в зависимости от достатка монастыря. В монастырях победнее больше приходилось заниматься физическим трудом (полевые работы, стирка, выпечка хлеба, пивоварение, приготовление пищи, уход за домашней скотиной); в зажиточных, где чаще находились выходцы из аристократических семейств, монахини занимались преимущественно вышивкой, шитьем, физический же труд был уделом слуг. С XIII века, после того как орден августинцев, а позднее ордена францисканцев и доминиканцев принимают обет помогать больным, монахини работали в больницах и лепрозориях. Третий вид монашеской деятельности - ученые занятия. Цезарий Арелатский настаивал на том, чтобы все монахини учились читать и ежедневно посвящали чтению не менее двух часов. Круг чтения большинства инокинь ограничивался Священным Писанием.

Женщины в религии Востока

1.1 Роль женщины в исламском обществе

Она прослеживается в самой концепции устройства этого мира. По замыслу Всевышнего все созданные Им творения существуют в парах, и только Аллах один и нет Ему равных. Такое устройство служит залогом развития жизни на земле и продолжения рода созданных видов живых существ. В этом смысле на женщину возложена великая по своей значимости функция - сохранение человеческого рода. Немаловажное значение имеет, в каком виде будет сохранен это род. Ведь рождение на свет Божий нового поколения еще не означает, что в будущем мы будем иметь здоровое, жизнеспособное общество. Поэтому воспитание детей, особенно на первых порах жизни, является важнейшей задачей матери. Этот процесс, естественно, требует определенной подготовки и наличия знаний в разных областях жизни.

Женщина - это и мать, и сестра, и дочь, и жена. Отношение ко всем этим группам женщин со стороны мужчин строго контролируемо Всевышним. Притеснение и ущемление прав кого-либо из них является строго наказуемым. По поводу матерей в достоверном хадисе (изречении) сказано: “Рай находится под ногами матерей”, т.е. отношение к ним определяет благополучие мужчины-мусульманина в вечности. Что же касается сестер, дочерей и жен, то мужчины ответственны за них перед Всевышним, так как “каждый из вас является управляющим, и каждый из вас будет ответствен за управление, возложенное на него” (хадис). От женщин во многом зависит то, какой будет религиозность и воспитанность следующих поколений. На них возложена великая функция сохранения спокойствия, умиротворенности, религиозности домашнего очага; от них зависит воспитанность и богобоязненность подрастающего поколения.

Что касается прав их, то они едины в правах своих с мужчинами во всем. Не нужно понимать это в том смысле, что если мужчина поднимает гири в 32 кг, то и женщина также должна их поднимать. У каждого своя функция в этой жизни. Если женщина рожает детей, вскармливает их молоком своим и воспитывает, то мужчина должен прикладывать максимум усилий для моральной, психологической и духовной стабильности в семье, для материального достатка ее и защиты от внешней агрессии. Одним из самых главных принципов единства и равенства в правах является то, что все едино вознаграждаемы за правильность выполнения и ответственность подхода к тем функциям, которые были возложены на них, как на мужчин, так и на женщин.

В исламской семье женщина - это, в первую очередь, праведная жена своего супруга и хранительница домашнего очага. Супружество является отдельной темой разговора. Это особая сфера человеческих взаимоотношений, включающая четкие предписания обязанностей и прав мужа и жены, где муж -это глава семейства, а жена - хозяйка дома.

Однако не следует делать выводы, что роль женщины ограничивается ее домом, семьей и домашним хозяйством. Просто это естественная стихия приложения ее врожденных способностей и проявления женской натуры. При желании женщина-мусульманка с согласия мужа или родственника, который отвечает перед Аллахом за сохранность ее чести и морали, может заниматься собственным бизнесом или участвовать в общественной и политической жизни общества, работать во благо мусульманской уммы в приемлемых для нее сферах, таких как медицина, образование, моделирование и пошив одежды, кулинария. Как известно, супруга пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) Хадиджа успешно вела торговое дело; история указывает нам имена мусульманок - государственных деятелей.

И сегодня мусульманка общественно активна: женщины в исламском мире осваивают новые компьютерные технологии, занимаются политической, преподавательской, журналистской деятельностью, врачуют, обучают и т.д. Без дальнейшего перечисления ясно, что учеба и работа, вопреки бытующему мнению, для мусульманок доступны и разрешены.

Другое дело, что эти вопросы решаются индивидуально в каждой конкретной семье. Ведь, в конечном итоге, чем бы ни занималась женщина вне дома, ей не под силу (в отличие от мужчин) “с головой уйти” в работу, до конца отвлечься от мыслей о семье и своих близких. Дом, с которым ее связывают наиболее крепкие узы, объективно продолжает оставаться “на ней”. Так стоит ли разрываться на части? Потому-то большинство мусульманок и делает добровольный выбор в пользу своего изначально женского дела - посвятить жизнь своим близким, родным людям. Тем более что Шариат не ограничивается только декларированием уважительного отношения к женщине.

Действительное соблюдение мусульманских законов гарантирует женщине защищенность (социальную, материальную, физическую и даже психологическую). Обязательным условием является предоставление возможности образования, как в духовной, так и в материальной сфере.

Борьба с религиозным экстремизмом в России и мире

В отличие от отечественного закона “О противодействии экстремистской деятельности” в обществе понятие “экстремизм” трактуется более широко. В него нередко включают: религиозный, национальный и этнический, расовый, политический, военный...

География мировых религий

Существуют разные точки зрения на роль религии в обществе, но ученые сходятся во мнении, что религия была и остается сегодня важным фактором в развитии любой цивилизации...

Женщины в религии Востока

Женщины в религии Востока

Некоторые западные обозреватели заявляют, что Ислам является оковами женщины, унижающими ее достоинство и разрушающими ее как личность, что женщина полностью подчинена мужчине, который господствует абсолютно во всем и превосходит ее...

Женщины в религии Востока

Никаб - это тонкая ткань с прорезью для глаз, прикрывающая лицо женщины. Изначально необходимо заметить, что данный вопрос является предметом споров уже давно, даже среди тех, которые очень грамотны в вопросах религии, богобоязненны и искренни...

Женщины в религии Востока

Образ женщины в Священном Писании Ветхого Завета по книге Бытия

От времен допотопных, нужно перейти к послепотопным. История этого перирода связана с женщинами, чьим призванием стало супружество с такими патриархами Ветхого Завета как Авраам, Исаак и Иаков...

Общественно-политические воззрения протопопа Аввакума

Все сочинения Аввакумом писались тогда, когда над ним уже была занесена рука смерти, когда над ним и в его собственных глазах, и в глазах его приверженцев уже мерцал венец мученичества. Он преисполнен иронии ко всему, смотрит на все как человек...

Религия в контексте культуры

Может ли современная культура быть религиозной? Приведем пример и попытаемся разобраться в сложных взаимоотношениях религии и культуры в сегодняшнем дне. религия культура общество человек Одной из фундаментальных характеристик человека...

Религия в контексте общества потребления

Достаточно вспомнить, например, идеи таких классиков, как К.А. Сен-Симон и О. Конт. Они, как известно, объявили религию пройденной стадией развития человечества, которая потеряла значение в век науки и рационализма. И, в общем-то...

Реформы конца XX века привели к тому, что российское общество оказалось в глубоком кризисе: произошло резкое обнищание значительной части населения, сопровождающееся кризисом системы социального обеспечения и здравоохранения...

Образ женщины в различных религиях имеет существенные отличия. Тот образ, который был сформирован мужчинами в рамках иудаизма, христианства и ислама, нуждается в очищении от наслоений, приведших к дискриминации женского начала, к снижению религиозного и социального статуса женщин. Современный образ женщины способствует тому, что в сознании большинства людей «существует прочно утвердившийся и почти неискоренимый стереотип, заставляющий воспринимать религиозное значение женщины как нечто второстепенное, не заслуживающее серьезного внимания и, разумеется, производное от мужской доминирующей роли» . Согласно принципу историзма, необходимо рассматривать то, как возникло то или иное явление, какие стадии развития проходило и чем является в данный момент времени. Тогда следует обратиться к тому, какое место занимало женское начало в обозримом начале человеческой истории.

Древний мир отличает высокий метафизический, религиозный и социальный статус женщин. Исследования немецкого палеоисторика Г. Вирта, результаты которого были изложены в его главном труде «Происхождение человечества» (1928) показали, что изначальным является матриархат, в рамках которого жреческие функции изначально выполняли женщины - Белые Дамы. Это позволяет исследователям говорить об особой женской сакральности, хотя и имеющей отличия от сакральности мужской, но выступающей ее дополнением. Гармоничное их сочетание в то время выступало условием полноценной ритуальной жизни коллектива. Как справедливо отмечает М.Ф. Альбедиль, «парадигма для такого отношения к женщине была задана в глубокой древности мифическим архетипом. Согласно ему, Земля как мать растений и всего живущего на ней сочеталась браком с отцом Небом и забеременела от него» . Кроме того, женщина выступала и в роли магической помощницы мужчины в охоте, объясняемой тем, что она почиталась как магическая посредница между коллективом охотников и миром животных, а также исполняла погребальные обряды вследствие ее причастности к рождению и смерти. В ряде обрядов женщины выступали наравне с мужчинами, в некоторых являлись пассивными участницами, что способствовало благотворным результатам. Известно о существовании тайных женских культов и женских тайных обществ, которые изучены пока в недостаточной степени.

Однако гармония женского и мужского начала не была устойчивой, так как этому препятствовала взаимная зависть полов. В мифах Австралии, Меланезии, Центральной Бразилии существуют мифы, описывающие, как мужчины совершили революционный переворот, в ходе которого хитростью присвоили тайные знания и ритуалы, принадлежащие издревле женщинам. Причины этого переворота остаются в самих мифах непроясненными и объясняются по-разному: мужчины обвиняют женщин в недостаточной подвижности в совершении ритуальных танцев, женщины настаивают на том, что именно мужчина двигается в них неправильно. После этого переворота произошло падение ритуального статуса женщин, а также появились представления о периодах их ритуальной «нечистоты». Позднее эти представления перекочевали в иудаизм, а через него в христианство.

В матриархальной культуре верховным божеством обычно являлся образ Богини-матери, главной функцией которой выступала созидательная функция, включающая в себя участие в творении мира и всех живых существ, покровительство плодородию, а также культуре, законам, тайным знаниям. М.В. Воробьева полагает, что культ Богини-матери выступает следствием обожествления женщин в древности. Об этом же пишет Дж. Фрезер в «Золотой ветви»: «Древние германцы верили, что в женщинах есть нечто священное, и поэтому советовались с ними как с оракулами. Нам сообщают, что священные женщины смотрели у них на крутящиеся водовороты, прислушивались к журчанию или реву воды и по ее виду и звуку предсказывали, что должно было произойти. Но часто благоговение мужчин заходило дальше, и они поклонялись женщинам как настоящим живым богиням» .

В первой мировой религии - буддизме - женщина признается формально равной мужчине, однако фактически ее религиозный статус является невысоким, так как согласно легенде, сам основатель буддизма Гаутама категорически выступал против священнических функций женщин. О дискриминации женщин говорит и тот факт, что в своих молитвах буддистские мужчины благодарят судьбу за то, что не родились женщинами. Вместе с тем отметим, что Гаутама в конце земной жизни дал согласие наиболее ревностным последовательницам на принятие монашеских обетов. В средние века традиция посвящения будистских женщин была прервана.

Христианство, как уже отмечалось, наследует иудаисткий подход к женщине, основанный на мифе о грехопадении, согласно которому женщина выступает пособницей Сатаны и на нее возлагается ответственность за изгнание первых людей из райского Эдема. При этом часто негативное отношение к женскому началу выводится из неправомерного стремления Евы к познанию запретной божественной тайны, стремления, за которое и была проклята женщина. Кроме того, этому способствует и сведение природы женской к сексуальности. «Патриархатная религия и этика связывают женщину и секс в одно, как если бы вся тяжесть ответственности и позора, за которые, по патриархатным понятиям, сопровождают секс, лежала исключительно на совести женщины. Тем самым секс, воспринимаемый как нечистый, греховный и истощающий, имеет отношение только к женщине, мужская же идентичность оказывается человеческой, а не сексуальной» . Таким образом, с помощью патриархатной интерпретации мифа о грехопадении производится отмена мифов о Богине-матери, а женщина низводится в подчиненное мужчине положение, становясь, по словам М. Лютера, «блудницей чертовой». В посланиях апостола Павла четко определяется статус женщины: «В женщине - начало греха, и из-за нее все мы вкусим смерть»; «… Не Адам соблазнился, но женщина, соблазнясь, преступила дозволенное». Позднее женщину назовут «вратами дьявола и стезей беззакония» (св. Иероним), скорпионом, всегда готовым ужалить (св. Бонавентура), орудием, используемым дьяволом для овладения нашими душами (св. Сципион), ядом аспида, злобой дракона (св. Григорий Великий) и т. п.

Вместе с тем укажем и на иной подход авторов-мужчин к пониманию роли и места женщины в христианской жизни. Так, диакон А. Кураев соглашается с тем, что в трудах отцов Церкви и аскетической литературе действительно встречается сравнение женщины с сосудом греха, однако указывает и на то, что аналогичная характеристика дается и мужчинам с точки зрения женского монашества, так как для последнего мужчина в свою очередь выступает орудием соблазна. Аскетический принцип и христианства и буддизма настаивает на контроле своего полового инстинкта и касается как монахов («Будьте осторожны при общении с женщинами»), так и монашек («Будьте осторожны при общении с мужчинами»). Кроме того, практически отсутствуют источники о духовной жизни и богословской мысли женщин-христианок. В результате советы игуменов мужских монастырей широко известны, тогда как «аналогичные советы игуменьи («аммы») оставались лишь в устном предании, не выходя за стены женской обители. Оттого у нецерковных книжников и создалось впечатление, будто Церковь что-то имеет против женщин как таковых». Он же объясняет и то, почему женщинам отказывается в рукоположении: главным образом по причине традиции, так как Иисус Христос был мужчиной, а священство символически представляет именно его . Другой современный христианский автор - греческий митрополит Иерофей (Влахос) пишет, что в состав «истинного священства» «могут войти люди всех категорий, в том числе, конечно, и женщины. Поэтому не имеет большого значения то обстоятельство, что женщинам, согласно православному преданию, не разрешается принимать таинственное священство. Ведь они могут сделаться «истинным священством» . (Согласно св. Григорию Синаиту, «истинное священство … есть без помыслов сердце, воздействуемое Духом. Ибо там все совершается и говорится духовно…», Добротолюбие. Том 5).

А. Г. Дугин усматривает главное отличие восточного христианства от иудаизма и ислама в восстановлении прежней роли Женщины, проявляющееся в особом почитании Пречистой Девы Марии в православии в качестве архетипа «совершенного человека». Им же подчеркивается и то, что «женская онтология более устойчива к циклической деградации, нежели профаническое мужское начало», вследствие чего «именно женщины являются хранительницами традиций, культов и преданий, осуществляя культурную, духовную, сакральную непрерывность поколений» .

А.Г. Дугин акцентирует внимание и на сотериологической функции женщины в таинстве христианского брака. После венчания супругов рождается новое соборное существо, некая «малая Церковь», обладающая двумя аспектами - внешним и внутренним. Если на внешнем - социально-этическом - аспекте главным выступает мужчина, то на внутреннем - духовном - первенство отдается женщине. «Православная женщина как супруга и мать связывается с самой Пречистой Девой Марией, с абсолютным архетипом, а, следовательно, на уровне духовной реализации занимает место совершенного человека. Поэтому ее роль в таинственной стороне семейного домостроительства огромна». При этом данный автор указывает еще и на то, что в некоторых старообрядческих толках вообще считалось, что спасение мужа возможно только через спасение жены. Важно и то, что женщина может выступить не только посредником между змеем и райским Адамом (в ситуации грехопадения), но между Богом и падшим Адамом (в ситуации спасения) . Об этом же по сути пишет и Б. Муравьев: «Именно женщина - дщерь Евы - с ее тонкой организацией и восприимчивой натурой вновь должна сыграть роль вдохновительницы в нынешнее сложное и трудное время перехода к обетованной эре Искупления» .

Авторы-женщины, в частности Л. Вагурина, на основе анализа Нового показала, что женщина является непременным участником всех узловых моментов евангельского сюжета. Первое чудо, которое совершает Иисус в Кане Галилейской (претворение воды в вино на свадьбе), делается по просьбе его матери. Первым, кому Иисус признается в том, что он - Христос, является также женщина - самарянка у колодца Иакова. Особую роль играет в евангельских событиях спасенная Иисусом Мария Магдалина, которую по обычаю должны были забить камнями по причине взятия ее в прелюбодеянии. Именно она, предчувствуя судьбу Иисуса, использует дорогой мир для помазания его ног и вытирает их своими волосами, а также первая увидит воскресшего Спасителя.

А жена известного писателя и поэта, автора «Розы мира» Даниила Андреева А. Андреева не соглашается с теми феминистками, которые борются за возведение женщин в священнический сан, особенно после получения такого разрешения в ряде западных церквей (в частности англиканской), видя в этой борьбе комплекс «дискриминации женщин» и стремление стать «равноправной» с мужчиной. На основании евангельских текстов она делает вывод, что долг женщины состоит в том, чтобы «идти на зов Вышнего, беззаветно любить, свидетельствовать», а мужчины - выполнять священнические функции. Более того, она утверждает, что «в этой борьбе женщина теряет свою суть - женственность, а мужчина вслед за ней столь же печально теряет свою мужественность, и в мире наступают путаница и потеря ответственности, связанная с забвением своего пути, т.е. Божьего задания» .

Аналогичная ситуация относительно дискриминации женщин наблюдается и в исламе. Вместе с тем исследователи истории возникновения ислама отмечают высокий статус женщин в доисламском обществе, о чем свидетельствует история богатой Хадиджы, до союза с Мухаммедом дважды разведенной и свободно выбиравшей своих трех мужей. Кроме того, в самом Коране нет указаний на побивание камнями женщины за прелюбодеяние, на принудительную выдачу замуж и четкого требования ношения хиджаба. Нет в священной книге мусульман и оправдания сегрегации полов, которой при жизни Мухаммеда не существовало(11). В то же время в мистическом течении ислама - суфизме не делается различий между женщиной и мужчиной в плане духовного роста, чем объясняется немалое число женщин среди суфийских наставников.

Согласно М.В. Воробьевой, в новых религиозных движениях существуют совершенно противоположные подходы к оценке женщины и ее духовности. Ряд движений даже основываются или руководятся женщинами, в других - женщина воспринимается как низшее существо, что выражается даже в отдельных фактах физического и духовного насилия по отношению к ним.

Таким образом, изначально женщины обладали высоким метафизическим, религиозным и соответственно социальным статусами. В какой-то момент истории произошел революционный переворот, в ходе которого женщины были, по всей видимости, насильственно лишены своих сакральных функций, что привело к метафизической деградации обоих полов. В настоящее время существует тенденция возрождения прежней высокой роли женщины в духовной сфере, которое может стать важным условием гармонизации отношений полов и общественной жизни в целом.

Л.Э.Семёнова, В.Э.Семёнова

Образ женщины в религиях мира


"Все сущее имеет свои корни в прошлом
наше поведение и мышление отягощены
древним наследством, никому, как
гласит пословица, не дано перепрыгнуть
через собственную тень."
Э.Э.Вадиман.

"Живи и радуйся, что ты не родился женщиной." Различные вариации подобного высказывания мужчин имеют многообразные культурные и религиозные отголоски, создавая тем самым впечатление справедливости утверждения К.Миллетт о том, что традиционный образ женщины, сконструированный мужчинами, рожден их страхом перед "инаковостью" женщины (К.Миллетт, 1994).

Действительно, данные антропологии, религиозные и литературные мифы свидетельствуют о политической окраске патриархатных представлений о женщине. Так, если обратиться к анализу социально-психологических аспектов религиозных воззрений, можно убедиться, что большинство религий мира являются патриархальными или, пользуясь современной феминисткой терминологией, "шовинистическими", "андроцентристскими". В них мужчина утвердил себя в качестве человеческой нормы, по отношению к которой женское становится другим и чуждым. При этом, по мнению К.Миллетт, "патриархат всегда имел на своей стороне Бога" (К.Миллетт, 1994; 167).

Известно, что самой древней мировой религией является буддизм. Он возник в 6 веке до нашей эры на территории современной Индии. Создателем буддизма считается Сиддхартха Гаутама, который в результате постижения божественных истин стал просветленным, т.е. познавшим правильный жизненный путь.

Согласно священным буддистским текстам, женщина и мужчина в целом признаются равноправными. Однако, что касается сфер высокой духовности, существует негласная традиция, закрепляющая эти области за мужчинами, тогда как удел женщины - прежде всего семья, забота о хлебе насущем. Как гласит легенда, сам Гаутама категорически возражал против того, чтобы женщины вставали на путь посвящения и становились монахинями, поскольку им не под силу следовать аскетическим ограничениям монашеской жизни. Не случайно в своих молитвах буддистские мужчины благодарят судьбу за то, что не родились женщинами, подтверждая подобными благочестивыми "исповеданиями" наличие женской дискриминации. И все-таки, как утверждает предание, Гаутама внял мольбам своих самых ревностных последовательниц и разрешил женщинам брать на себя обеты монашества.

Любопытно, что на факты учености и благочестия самых первых монахинь, гипсовые изваяния которых даже находятся в священных храмах - пагодах - в буддистских обществах словно закрывают глаза. Например, в Бирме отношение к монахиням далеко не такое почтительное, как к монахам. Последних практически обожествляют, тогда как на женщин - приверженец духовной жизни смотрят совершенно по-другому, что, в частности находит свое отражение в бирманской пословице: "Если женщина не вышла замуж или разорилась, то ей ничего не остается, как облачиться в розовые одежды тилащин". Слово "тилащин" можно перевести как "соблюдающая заповеди" или же "обладающая добродетелями" - так называют в Бирме буддистских монахинь. При этом настоящими монахинями их не считают, поскольку традиция посвящения женщин в монашеский сан пресеклась еще в средневековье. И. Следовательно, женщины не могут входить в число избранных праведников, способных осуществлять свой собственный духовный рост и помогать преобразовываться другим.

Основные помехи духовному росту в буддизме имеют психологический характер. Это алчность, ненависть, заблуждение и гордыня. Но исключенность женщин из религиозного подвижничества делает их носительницами подобных негативных качеств, олицетворяющих человеческое зло. Возможно, именно поэтому обращение к монахиням в женском роде считается недопустимым, фактически осквернительным. Иными словами, "соблюдающие заповеди" и "обладающие добродетелями" монахини как бы теряют принадлежность к женскому полу и поднимаются до уровня мужчин.

Ничуть не больше достоинств отводит женщинам и Христианство. Миф о грехопадении, созданный христианской традицией и являющийся частью нашего непосредственного культурного наследия, описывает женщину как пособницу Сатаны, которая была первой, кто обманул Адама, и вследствие греха женщины, человечество было наказано Богом, будучи изгнано из Эдема.

Любопытно, что в этой библейской драме Ева представляется более активной, жаждущей знания стороной. Адам же, напротив, скорее пассивное и наивное существо. В Талмуде говорится: "Вначале змей хотел обратиться к мужчине, но потом подумал: "С Адамом говорить бесполезно, он просто глиняная колода, лучше я заговорю с женщиной, она податливей, любопытней и все хочет знать…"

Так что же именно хотела "знать" Ева? "Знание" и "познание" в еврейском языке (также как и в древнесемитском и в древнеиндийском) означают "зачатие", "сотворение". Выходит, женщина хотела проникнуть в божественную тайну, уподобиться Творцу, а заодно накормила запретным плодом и мужчину, пробудив в нем желание, потребность в любви. Миф видит в этом проклятие человечества, поскольку никто не может уподобиться Богу, но в результате проклята была только женщина. Согласно патриархальной доктрине о природе и происхождении женщины, исключительно ей приписываются все опасности и все зло, которое патриархат связывает с сексуальностью. По этому поводу К.Миллетт пишет: "Патриархатная религия и этика связывают женщину и секс в одно, как если бы вся тяжесть ответственности и позора, которые, по патриархатным понятиям, сопровождают секс, лежала исключительно на совести женщины. Тем самым секс, воспринимаемый как нечистый, греховный и истощающий, имеет отношение только к женщине, мужская же идентичность оказывается человеческой, а не сексуальной" (К.Миллетт, 1994; 168).

Таким образом, женщина стала "носящей проклятье", причиной всех человеческих страданий и потому "надо всеми женщинами тяготит проклятье Евы". Приговор, вынесенный Еве, по мнению К.Миллетт, носит политический характер и является блестящим "объяснением" униженного положения женщин, становясь самым веским аргументом патриархатной традиции на Западе, в соответствие с которой мужчина господствует над женщиной и в семейной, и в общественной жизни (К.Миллетт, 1994). Миф о грехопадении свергает с престола богиню "великую мать", низводя ее в зависимое подчиненное положение. Иными словами, после всемирно-исторического поражения матриархата женщина в лице Евы по выражению М.Лютера становится "блудницей чертовой".

Определяя статус женщины в Христианстве, апостол Павел отмечал, что "в женщине - начало греха, и из-за нее все мы вкусим смерть", а также "не Адам соблазнился, но женщина, соблазнясь, преступила дозволенное". (Очень важный и принципиальный, на наш взгляд, момент - снятие с Адама ответственности за содеянное, он якобы не знал, что творил, а Ева знала.) А посему наставление апостола мужчинам гласит: "жены ваши в церквах до молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит"; "и не муж создан для жены, но жена для мужа" (1-е Коринф). Из таких и подобных воззрений складывается отношение к женщине в Христианстве. Даже ответ Иисуса матери: "Кто ты, женщина? И что у меня общего с тобою?" - звучит довольно уничижающе. А вывод напрашивается сам собой - женщине никогда не быть достойной милости Бога. Возможно, именно поэтому и среди ближайших учеников Христа - его 12 апостолов - не оказалось ни одной женщины.

На протяжении двух тысячелетий отцы святой Церкви всячески кляли женщину, культивируя в ней чувство вины за нарушение божеского закона, за совращение человека, созданного по образу и подобию Божию. Выходит, мужчина - человек, а женщина - отступница, не человек и все божественное ей изначально чуждо. О каком же равенстве перед Богом в таком случае может идти речь.

Многие христианские святые также давали себе полную волю, благочестиво порицая и браня женский пол. Так, святой Иероним называл женщину "вратами дьявола и стезей беззакония". Она - "скорпион, всегда готовый ужалить", согласно Святому Бонавентуре; "орудие, используемое дьяволом для овладения нашими душами", согласно святому Сципиону, и "яд аспида, злоба дракона", согласно святому Григорию Великому.

Обращаясь к Домострою, книге, "которая содержит в себе полезные сведения, поучение и наставление всякому христианину - и мужу, и жене, и детям, и слугам, и служанкам", можно четко представить образ типичной православной женщины, которая, если и не достойна почитания, то, во всяком случае, и не навлекает на себя осуждение. Итак, как гласит Домострой, православных женщин надлежит воспитывать в строгости, дабы сохранить их от "бед телесных". Девственность - важнейшее достояние незамужней девушки, а потому величайший наказ родичу: "если отдашь дочь свою беспорочную, будто великое дело совершишь и в любом обществе похвалишься, никогда не сердясь на нее". Следует заметить, что в православной России, также как и во всяком патриархатном обществе девственность женщины являлась таинственным благом, поскольку олицетворяла собой нетронутую собственность. А как уже упоминалось выше, женщина в Христианстве трактуется как создание, предназначенное для мужчины, поэтому общество, принимая исключительно мужскую сторону, защищало интересы собственности.

По наставлению Домостроя женам надлежит быть добрыми и послушными, трудолюбивыми и молчаливыми. Удел женщины - беспрестанная работа по дому ("и не угаснет светильник ее всю ночь"), тогда как мужу беспокоиться о доме не полагается. В то же время в обязанности мужчин вменяется учить свою жену, "как Богу угодить, и к мужу своему приноровиться, и как свой дом лучше устроить, и всякий домашний порядок и рукоделие всякое знать, и слуг учить и самой трудиться". Как видно, в православной традиции мужчина является не только "господином жены своей", но и ее учителем, духовным наставником, своеобразным посредником между Богом и женщиной: "…жены мужей своих вопрошают о строгом порядке, о том, как душу спасти, богу и мужу угодить и дом свой хорошо устроить, и во всем покоряться мужу; а что муж наказывает, с тем охотно соглашаться и исполнять по его наставлению…" По словам В.С.Соловьева: "…женщина видит в своем избраннике спасителя, который должен открыть ей и осуществить смысл ее жизни" (цитировано по О.В.Рябов, 1997; 12). Понятно, что подобные представления о женщине нельзя не назвать дискриминационным. Победа Бога-отца, о котором повествует Библия, привела к торжеству патриархального образа мыслей.

На первый взгляд несколько иного отношения удостоилась женщина в католицизме, где, как известно, особо чтят Деву Марию - мать Иисуса Христа. Именно в Ватикане были провозглашены отсутствующие в православии и протестантизме догматы: в 1854 году - о непорочном зачатии Девы Марии, в 1950 году - о ее телесном вознесении после смерти. Кроме того, в марте 1987 года была обнародована шестая по счету энциклика папы Иоанна Павла II "Матерь Искупителя". В ней, как и некогда на полотнах знаменитых живописцев, образ Марии предстает как идеал истинной женственности, наделяясь эпитетами "блаженная", "ласковая" и т.п. Любопытно, что еще в XIII - XIV веках доминиканские монахи особо выделяли такие черты Девы Марии, как покорность и смирение. Не случайно, согласно христианским воззрениям, именно смирение лежит в основании женского идеала, без которого женщина не может обрести смысл своего бытия, сообщаемый ей мужчиной (О.В.Рябов, 1997). В свою очередь Иоанн Павел II также подчеркивает послушание и безропотную веру, с которой Мария приняла свое предназначение, отвечая в сцене Благовещения: "Се раба Господня. Да будет мне по слову Твоему" (цитировано по О.В.Рябов, 1997; 13). Современные женщины, по словам энциклики, "взирая на Марию, открывают в ней секрет достойного переживания своей женственности и подлинной самореализации" (Ф.Овсиенко, 1988; 18), которые по канонам христианства соотносимы с такими модусами смирения, как преданность, жертвенность, терпение, покорность.

Как отмечают специалисты, в последние десятилетия руководство католической церкви весьма часто выступает с заявлениями о том, что положение женщин в современном мире не отвечает требованиям справедливости. Однако и отдельные радикально настроенные теологи, и люди неверующие давно обращают внимание на несоответствие между этими церковными декларациями и той ролью, которую церковь в действительности отводит женщинам. В частности это касается давно дискутируемого вопроса о предоставлении женщинам права быть священнослужителями (Ф.Овсиенко, 1988). В решении данного вопроса позиция католической церкви такова: женщина не может выполнять роль духовного наставника, поскольку ни священное писание, ни теология не дают оснований изменить существующую традицию. Важнейшим аргументом против служит тот факт, что Христос ни одну женщину не включил в число 12 своих ближайших учеников. К тому же, священник, в понимании церкви, выступает как заместитель Христа (а он, как известно, воочеловечился в мужском облике) поэтому женщине выполнять эту роль недопустимо.

Основной сферой религиозной деятельности женщин по католическим представлениям выступает семья - "домашняя церковь", а также дело воспитания детей в религиозном духе, тогда как "мирские" общественные занятия женщин объявляются излишними, второстепенными.

Таким образом, Мария является, прежде всего, воплощением материнства, терпения и страдания, а культ Девы Марии - символом пассивного христианства, который не ведет к изменению несправедливых социальных отношений, олицетворяя собой образ смирения.

Как видно из представленного анализа, и в буддизме, и в христианстве женщине отводится далеко не возвышенная общественная роль, она попадает в подчиненное положение, ее отодвигают в тень и лишают права быть духовным пастырем заблудшего человечества. Однако в этих мировых религиях разработки о статусе женщины обозначены только в общих чертах, чего, например, нельзя сказать об исламе, где данному вопросу уделяется особое внимание.

Ислам практически узаконил бесправное положение женщины в мусульманских обществах, ее полнейшую моральную и экономическую зависимость от мужчины. Так, согласно Корану, мать не имеет права даже на собственных детей, которые принадлежат мужчине. За малейшее непослушание и строптивость женщины сурово наказывались, при этом Коран рекомендовал не церемониться с ними, позволяя мужчинам избивать своих непокорных жен (сура 4, аят 38). Если в доме отца на женщину смотрели, как на лишнего человека, и жаждали только случая избавиться от нее путем выгодной продажи, то в доме мужа, как утверждают данные историко-культурных исследований, она фактически находилась на положении бессловесной скотины, домашней утвари, которая рассматривалась как рабочая сила, способная рожать детей (Л.И.Шайдуллина, 1978).

Любопытно, что закрепленный Кораном обычай многоженства мусульманские легенды объясняют весьма торжественно и красиво. Рассказывают, например, что сам пророк позволял себе многоженство исключительно из чувства сострадания к женщинам, оставшимся без попечения мужа, погибшего за веру в Аллаха. Однако в реальности покупка очередной жены служила своего рода официальной демонстрацией богатства и социального статуса мужчины. Не случайно Коран трактует брак как торговую сделку купца, покупающего товар, где продавцами являлись родственники невесты, покупателем - жених, а невеста - объектом купли-продажи, т.е. покупкой, к которой вполне естественно предъявлялись требования как к товару на рынке: чтобы он был без изъяна и верно служил своему хозяину. Причем сразу после полной уплаты выкупа муж получал абсолютно полную власть над женой ("жена все равно что пленник"), которая, становясь его собственностью, облачалась в покрывало, поскольку созерцать чужую собственность посторонним возбранялось. Что касается самих женщин, то проявлять инициативу и самостоятельно выбирать себе мужа ей не позволялось.

Инициатива развода по Корану также целиком принадлежит мужчине. При этом легкость расторжения брака иногда даже без всякого повода, закономерно порождала у женщины чувство неуверенности в завтрашнем дне, подтверждая тем самым тот факт, что судьба мусульманской женщины полностью находится в руках мужчины.

Однако, справедливости ради следует отметить, что ограничения прав женщин с возникновением ислама появились далеко не сразу. Истории, например, известны имена Фахр-ан-Нисы, которая читала лекции по литературе в Багдадском медресе, Умм-аль-Хаир Фатимы и Умм-аль-Ибрахим аль-Ездани, выступавших с лекциями по теологии. Кроме того, в арабской классической литературе присутствует и образ героической женщины, которая наравне с мужчиной активно участвует в политических и военных делах. Именно таков образ Айши, одной из жен Мухаммеда, Умм-Бах, жены одного из сторонников Али. Но эти отдельные случаи возвышения женщин, по словам исследовательницы Л.И.Шайдуллиной, настолько редки, что не могут в целом характеризовать жизнь мусульманки (Л.И.Шайдуллина, 1978).

Нельзя обойти вниманием и тот факт, что именно тогда, когда женщина как личность практически перестала существовать, в исламе возникло особое направление, связанное с культом святых женщин. Его основы были заложены уже в первоначальном исламе - в обожествлении Марии, матери Иисуса Христа, Амины, матери Мухаммеда, и его дочери Фатимы. Любопытно, что культу святых женщин посвящена обширная апокрифическая литература, призванная утешать верующих (в первую очередь женщин и подрастающее поколение) легендами о жизни благочестивых женщин, воспитывая их в духе покорности. Кроме того, по мере распространения культа святых женщин в период средневековья в ряде мусульманских государств даже появились женские монастыри, в которых наряду с совершенствованием различных обрядов и постижением религиозных истин Корана женщины занимались изучением разных наук. Многие из них в последствии прославились как писательницы и ученые.

Существует предположение, что на развитие культа святых женщин большое влияние оказали домусульманские арабские культы с их почитанием богинь Лат, Узза, Манат, а также суфизм - мистическое течение ислама, в основе которого лежит аскетизм. В отличие от ортодоксального ислама, где женщины определяются как "большинство обитателей ада", как существа дефектные, ограниченные по разуму и благочестию (Л.И.Шайдуллина, 1978), суфизм провозглашает независимость духовного роста от половой принадлежности индивида, поэтому среди суфийских наставников всегда было достаточно много женщин (Р.Фрейджер, Д.Фейдимен, 2001).

И все же, несмотря на наличие в исламе культа святых женщин, Коран официально запретил поклонение мусульман богиням, осуждая верующих за то, что они приписывали богу детей женского пола (сура 4, аят 117; сура 53, аяты 19 - 21). Кроме того, правоверным возбранялось также представлять ангелов в женских образах (сура 37, аят 150). Таким образом из сознания мусульман изгонялись пережитки матриархата, присущего арабским племенам в доисламский период, когда женщины еще обладали правом выбора супруга, и дети принадлежали матери, поскольку родословная велась по материнской линии.

Вообще мусульманские идеологи придерживаются устаревшей концепции биологической и умственной неполноценности женщин, подчеркивая физиологические особенности женского организма, и только мужчин объявляют способными к активной социальной деятельности, ссылаясь при этом на соответствующие положения Корана, где содержатся предостережения поручать женщинам общественные дела ("…мужчина хорошо соответствует полководческой деятельности; доверить женщине командование на поле боя равносильно бедствию").

Один из зарубежных исламоведов начала ХХ века писал: "На путь святости в исламе редко вступают женщины. Этот путь слишком труден для них, так по крайней мере думают мужчины. Последние всюду впереди. Весь блеск, все заслуги, весь почет существуют только для мужчин. Они использовали все для своей выгоды и преимущества. Они все себе присвоили, все монополизировали, даже святость, даже рай." (цитировано по И.Гольдциэр, 1938; 36). Поэтому вовсе неудивительно, что и после смерти, как отмечают некоторые исследователи могилу для женщины роют намного глубже, чем для мужчины, т.к. ей не положено лежать на одном уровне с ним, поскольку даже здесь она его недостойна (Л.И.Шайдуллина, 1978). Ну как тут не вспомнить слова знаменитого Дж. Байрона: "Знать не хотят мусульмане, что есть и у женщин душа…"

Итак, предприняв краткий анализ некоторых религиозных воззрений, мы можем отметить тот факт, что проблемы отношения к женщине в обществе и ее реального социального положения, которое теоретики феминизма расценивают как дискриминационное, берут свое начало в патриархальном религиозном наследии. Именно в религиях заложены основы безраздельного доминирования мужчин в публичной и духовной сферах, а также большинство традиционных предрассудков в восприятии женщин, предполагающих ограничение их активности частной приватной жизнью, приписывая таким образом мужчинам и женщинам разные права и возможности, что в свою очередь способствовало гендерной стратификации дифференциации социальных практик и систем доминирования.

Литература

Вечная тайна женщина // Наука и религия. 1988. №3. С. 10-11.
Гольдциэр И. Культ святых в исламе. (Мухаммеданские эскизы). М. 1938.
Домострой. Н.Новгород. 1991.
Листопадов Н.А. Дочери Будды // Наука и религия. 1996. №3. С. 22-25.
Миллетт К. Теория сексуальной политики // Вопросы философии. 1994. №9. С. 147-172.
Овсиенко Ф. Год Девы Марии // Наука и религия. 1988. №3. С. 18-20.
Рябов О.В. Женщина и женственность в философии серебряного века. Иваново. 1997.
Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теории, эксперименты, упражнения. СПб.-М. 2001.
Шайдуллина Л.И. Арабская женщина и современность. М. 1978.