«Как правильно оценить свои возможности? Самооценка человека как важнейший компонент его «Я-концепции Возможности его правильной оценки и.

Мировоззрение

Самооценка человека как важнейший компонент его «Я-концепции»

В процессе своей жизнедеятельности человек как социальное существо постоянно получает оценку своим поступкам и действиям как со стороны окружающих людей, которые занимают важное место в его жизни, так и от общества в целом. На основе таких оценок в течение жизненного пути каждого человека происходит формирование самооценки, которая оказывает существенное влияние на функционирование таких психических компонентов психической активности личности как самодисциплины и самоконтроля. Самооценка человека также является важнейшим компонентом Я-концепции личности, а точнее его оценочной стороной. Я-концепция является ядром личности и основывается на знаниях, которые были получены в течение жизни человеком о себе и под непосредственным воздействием его самооценки.

Самооценка (или же оценка человеком самого себя, своих качеств, возможностей и позиции среди других людей), являясь ядром личности, играет роль важнейшего регулятора поведения и действий человека. Именно от нее зависит то, будет ли человек жить в гармонии с окружающим миром и насколько удачно он выстроит взаимоотношения с другими. Самооценка влияет на все сферы жизнедеятельности человека, а также на его жизненную позицию (она оказывает воздействие на отношения человека с другими людьми и обществом в целом, на уровень требовательности и критичности к самому себе, на формирование отношения личности к своим успехам или же неудачам и т.д.). Поэтому самооценка не только сказывается на эффективности и успехе деятельности человека в данный момент, но и определяет весь последующий процесс развития самой личности.

Самооценка человека: определение и особенности

В психологии самооценку определяют как важнейший компонент Я-концепции личности, как ценность и значимость, которой человек наделяет как отдельные стороны своей личности, поведения и деятельности, так и себя в целом. Самооценка человека чаще всего понимается как субъективная оценка им своих возможностей (сюда относят физические, интеллектуальные, эмоционально-волевые, коммуникативные возможности), нравственных качеств, своего отношения к себе и другим, а также места в социуме.

Хотя самооценка содержит в себе выстроенные личностные значения и смыслы, а также системы отношений и ценностей, она в тоже время является достаточно сложной психической формой внутреннего мира людей, отображая при этом характер самоотношения личности, степень ее самоуважения, уровень притязания и ценностное принятия себя или же отвержение. Самооценка выполняет множество функций, среди которых особую роль принадлежит защитной и регулятивной функциям.

В психологии первые серьезные попытки изучить природу самооценки и особенности ее формирования предпринял американский психолог и философ Уильям Джеймс, который посвятил многие свои работы разработке проблематики «Я». У. Джеймс считал, что самооценка человека может быть следующего рода:

  • самодовольство , которое находит свое проявление в гордости, высокомерии, заносчивости и тщеславии;
  • недовольство , проявляющееся в скромности, смущении, стыде, неуверенности, раскаянии, отчаянии, униженности и осознании своего позора.

Формирование самооценки, ее природа, функции и связь с другими психическими проявлениями жизни человека также интересовали и многих отечественных психологов. Так, например, С.Л. Рубинштейн видел в самооценке, которая неразрывно связана с самосознанием человека, в первую очередь стержень личности, который базируется и на оценке людьми индивида, и на оценивании самим этим индивидом окружающих. В основе самооценке, по мнению психолога, лежат ценности (которые человек принимает), определяющие на внутриличностном уровне механизмы саморегуляции и самоконтроля человеком своего поведения и деятельности.

Известная в прошлом столетии в научных кругах Аида Захарова (она занималась изучением генезиса самооценки) видела в самооценке человека ядерное образование личности. Через это образование, по ее мнению, происходит преломление и последующая опосредованность всех линий психического развития и становление личности. В данном контексте нельзя упустить из вида высказывания А.Н. Леонтьева, который считал, что самооценка – существенное условие, которое обеспечивает возможность индивиду стать личностью.

В психологической литературе самооценку связывают с уровнем притязания личности, а начало данный подход берет в работах одного из представителей гештальт-психологии Курта Левина. Под уровнем притязаний в психологии понимают некое стремление человека к достижению цели, которая по его же мнению характеризуется тем уровнем сложности, с которым он способен совладать. Таким образом, уровень притязаний видеться как уровень трудностей тех целей и задач, которые человек выбирает для себя, а формируются они в первую очередь благодаря влиянию прошлых успехов или же неудачей в деятельности. Именно поэтому, успехи в прошлой деятельности (а конкретнее переживание самим субъектом деятельности и своих достижений как успешных или же неуспешных) способствуют росту уровню притязания и соответственно вызывают повышение самооценки человека.

В принципе, все теоретические подходы к изучению самооценки можно условно объединить в три основные группы согласно аспекту или функции, которой отдавался приоритет (они описаны в таблице).

Теоретические представления о самооценке человека

Группы по критерию (аспекту или функции) Основные идеи Представители теорий
1 группа (акцент делается на эмоциональный аспект самооценки) Самооценка являлась составляющей Я-концепции личности, точнее ее аффективным компонентом (самооценку связывалась с эмоциональным отношением личности к «Я»). В ней видели в первую очередь чувство одобрения и самопринятия или же неодобрения и самонепринятия. Иногда наблюдалась отождествление понятий «самооценка» и «самоотношение». Основные доминирующие чувства, которые относились к самооценки, заключались в любви к самому себе, в самоодобрении и чувстве компетентности. М. Розенберг, Р. Бернс, А.Г. Спиркин и др.
2группа (акцентируется на регуляторном аспекте самооценки) Главный акцент делается на взаимосвязи между различными уровнями «Я». Самооценка рассматривается в качестве образования, обобщающего прошлый опыт человека и структурирующего полученную информацию о себе, и регулятора поведения и деятельности человека. Также самооценка рассматривается как ведущий компонент саморегуляции личности. Внимание исследователей было сосредоточено на выявлении взаимосвязи между особенностями и строением самооценки человека с его поведением. У. Джеймс, З. Фрейд, К. Роджерс, А. Бандура, И.С. Кон, М. Кирай-Деваи,
3 группа (акцент делается на оценочном аспекте самооценки) Под самооценкой понимают определенный уровень или же вид развития самоотношения личности и е смопознания. Самооценка человека изучается через призму самосознания как динамического психического образования. Предполагается, что благодаря самооценке у человека формируется конкретное оценочное отношение (эмоционально-логическое) к самому себе. И.И. Чеснокова, Л.Д. Олейник, В.В. Столин, С.Р. Пантелеев

Анализ основных теоретических подходов к проблеме самооценки человека позволяет ученым выделять основные моменты, которые помогают в понимании сути этой психологической категории. Следует выделить следующие особенности самооценки:

  • самооценка, являясь одним из компонентов «Я-концепции» личности (самосознания) и находится в тесной связи с другими ее компонентами (самоотношение, самопознание и саморегуляция);
  • в основе понимания самооценки лежат оценки и эмоции;
  • самооценка неотделимо от мотивов личности, ее целей, убеждений, идеалов, ценностей и ценностных ориентаций;
  • самооценка также является механизмом саморегуляции поведения и деятельности человека;
  • самооценка может изучаться и как процесс, и как результат;
  • анализ самооценки в качестве процесса предполагает наличие внутреннего основания и сравнения с нормами общества, эталонами, принятыми в нем и с другими людьми.

Самооценка человека выполняет множество различных функций, а именно: регулятивную, защитную, развивающую, прогностическую и др., которые более подробно описаны в таблице.

Функции самооценки

Функции Характеристика
регуляторная обеспечивает принятие личностью задач и выбора решений. А.В. Захарова разделяет эту функцию на оценочную, контрольную, стимулирующую, блокирующую и защитную.
защитная обеспечение относительной стабильности личности и ее независимости
развивающая (иди функция развития) стимулирует личность к развитию и совершенствованию
отражающая (или сигнальная) отображает реальное отношение человека к себе, своим поступкам и действиям, а также позволяющая оценить адекватность своих действий
эмоциональная позволяет человеку ощущать удовлетворенность собственной личностью, своими качествами и характеристиками
адаптационная помогает человеку приспосабливаться к социуму и окружающему миру
прогностическая регулирует активность человека в начале выполнения деятельности
корригирующая обеспечивает контроль в процессе выполнения деятельности
ретроспективная обеспечивает возможность оценки человеком своего поведения и деятельности на заключительном этапе ее выполнения
мотивирующая побуждает человека действовать для получения одобрения и позитивных самооценочных реакций (удовлетворенности собой, развития самоуважения и гордости)
терминальная заставляет человека остановиться (прекратить деятельность), если его действия и поступки способствуют появлению самокритики и недовольства собой

Итак, самооценка человека предполагает оценку им себя в целом и отдельные составляющие своей личности, а именно свои поступки и действия, свои качества и отношения, свою направленность и убеждении и многое другое. Повышение самооценки человека зависит от многих факторов, среди которых особое значение имеет наличие удачного опыта, похвала и поддержка со стороны окружающих, а также временная характеристика самой самооценки. Так самооценка может быть устойчивой и сохранять все свои особенности в не зависимости от ситуации и внешних раздражителей, и неустойчивой, то есть изменяющейся в зависимости от внешних воздействий и внутреннего состояния личности. Самооценка человека тесно связана с его уровнем притязаний (они также влияют на формирование самооценки), которые могут иметь различный уровень – низкий, средний и высокий.

Кроме того, что самооценка связана с самосознанием человека и его уровнем притязаний, на ее формирование влияют: потребности в самоутверждении и саморазвитии, общая направленность личности, уровень развития когнитивных процессов и эмоционально-волевой сферы, общее состояние человека и конечно социум, а точнее мнение и оценки окружающих людей (особенно значимых).

Виды и уровни самооценки личности

В психологии самооценка человека характеризуется (а соответственно и делиться на определенные виды) многими параметрами, а именно:

  • в зависимости от уровня (или величине) самооценки она может быть высокой, средней или низкой;
  • по ее реалистичности выделяют адекватную и неадекватную самооценку, среди которой выделяют заниженную и завышенную;
  • в зависимости от особенностей строения самооценки она бывает конфликтной и бесконфликтной (можно еще назвать конструктивной и деструктивной);
  • что касается временного отношения, то тут выделяют прогностическую, актуальную и ретроспективную самооценку;
  • в зависимости от стойкости самооценки она может быть устойчивой и неустойчивой.

Кроме перечисленных еще выделяют общую самооценку (или же глобальную), в которой происходит отражение пережитых человеком поощрений или же порицание своих действий, поступков и качеств, и частную самооценку (она относиться только к определенным внешним чертам или качествам личности).

Чаще всего в психологической литературе встречается разделение самооценки на заниженную, среднюю (или адекватную) и завышенную. Все эти уровни самооценки формируются под воздействием оценок со стороны, которые в последствие перерастают в самооценивание человеком самого себя. Самый оптимальный уровень самооценки для человека – это адекватный, при котором человек оценивает правильно (реально) свои возможности, действия, поступки, черты характера и качества личности. Человек, имеющий данный уровень самооценки всегда объективно оценивает и свои успехи, и свои неудачи, поэтому старается ставить достижимые цели и соответственно чаще добивается хороших результатов.

Необходимо отметит, что в психологии также используется словосочетание «оптимальная самооценка», к которой большинство психологов относят следующие уровни:

  • средний уровень самооценки;
  • выше среднего уровня;
  • высокий уровень самооценки.

Все остальные уровни, которые не попадают в категорию оптимальных самооценок, считаются неоптимальными (к ним относиться заниженная и завышенная самооценка). Заниженная самооценка указывает на человека, который недооценивает себя и не уверен в собственных силах. Чаще всего люди с такой самооценкой не берутся начинать новое для себя дело, не любят быть в центре внимания и стараются не брать на себя чрезмерной ответственности. Психологи утверждают, что бывает два типа низкой самооценки:

  • низкий уровень самооценки и низкий уровень притязаний (чрезмерно низкая самооценка, когда человек преувеличивает все свои недостатки);
  • низкий уровень самооценки и высокий уровень притязаний (имеет еще одно название – эффект неадекватности, который может говорить о сформированном у человека комплексе неполноценности и постоянном внутреннем ощущении повышенной тревожности).

Завышенная самооценка говорит о том, что человек зачастую переоценивает свои возможности и самого себя. У таких людей проявляются различные необоснованные претензии к окружающим людям и возникшим ситуациям. Люди с завышенной самооценкой не умеют строить конструктивные взаимоотношения с окружающими людьми, поэтому часто способствуют разрушению межличностных контактов.

Знать уровень самооценки человеку необходимо, ведь это поможет ему в случае необходимости направить свои усилия на ее коррекцию. Современная психологическая наука дает множество различных советов, как повысить самооценку и сделать ее адекватной.

Формирование и развитие самооценки

Формирование самооценки человека начинается еще в дошкольном периоде, а самое большое воздействие на этот процесс оказывают родители и окружающие взрослые. Так родители могут неосознанно сформировать у ребенка заниженную самооценку, если не будут доверять ему, постоянно подчеркивать его безалаберность и безответственность (например, говорить ребенку «не бери кружку, а то разобьешь, не трогай телефон – сломаешь» и т.п.). Или же наоборот, развитие самооценки ребенка может пойти в сторону ее завышения, если родители чрезмерно хвалят ребенка, преувеличивая его способности и заслуги (например, говоря, что ребенок ни в чем никогда не виноват, а вина лежит на других детях, воспитателях и т.д.).

Самооценка ребенка формируется под воздействием многих факторов, а именно:

  • влияние родителей, их оценка и личный пример;
  • средства массовой информации, информационные технологии;
  • социальное окружение;
  • образовательные учреждения (дошкольные, а затем средние, средние специальные и высшие)
  • воспитание;
  • особенности личности самого ребенка, уровень его интеллектуального развития;
  • направленность личности ребенка и уровень его притязаний.

В младшем школьном возрасте развитие самооценки поддается воздействию ведущего вида деятельности в этом периоде – учению, которое наиболее реализуемое в школе. Именно здесь, под воздействием оценки учителя, его одобрения или же непринятия и начинает активно формироваться самооценка ребенка.

Серьезное воздействие на формирование оценки в подростковом периоде оказывает желание ребенка утвердиться в коллективе одноклассников и занять в нем значимое место, а также стремление завоевать у них авторитет и уважение. Среди основных источников формирования оценочных суждений, которые в последствие повлияют на уровень самооценки подростка необходимо отметить следующие:

  • семью;
  • школу;
  • референтную группу;
  • интимно-личностное общение

Развитие самооценки человека происходит благодаря интериоризации внешних оценок и социальных реакций на конкретного индивида. Тут следует вспомнить представителя гуманистического направления в психологии Карла Роджерса, который говорил, что самооценка личности всегда формируется на базе ее оценки со стороны окружающих людей. Важная роль в процессе формирования самооценки личности также отводиться сопоставлению образов «Я», а именно Я-реального (кто я есть на самом деле) с Я-идеальным (каким я хочу быть). Также не стоит преуменьшать и влияние общения с окружающими людьми, ведь именно в процессе межличностного взаимодействия человек больше всего получает оценок в свой адрес.

Итак, самооценка не является величиной постоянной, так как она динамична и меняется под воздействием различных факторов, жизненных обстоятельств и условий окружающей действительности.

В процессе поиска работы человек обычно пребывает в стрессовом состоянии, поэтому часто поступает необдуманно. Не решив окончательно, в какой конкретно сфере лучше всего приложить свои способности, не определив четко нижнюю и верхнюю планки предполагаемой зарплаты, он стучится во все двери, надеясь на авось. А ведь соискатель должен ясно представлять, какую должность он ищет, какая вакансия полностью отвечает его запросам и возможностям.

Если спросить у нескольких человек, почему они работают, то все дадут разные ответы. Кто-то ходит на службу просто потому, что не видит иной альтернативы, кто-то надеется сделать блестящую карьеру , кому-то нравится общаться с людьми и чувствовать пульс жизни, а кто-то — из-за необходимости зарабатывать деньги. Если же поинтересоваться, почему они выбрали именно это место, то шанс услышать, что данная работа — предел стремлений, мечта всей сознательной жизни, очень и очень невелик. В основном ответы будут весьма прозаичными: «Куда взяли, туда и пошел», «Здесь неинтересно, но неплохая зарплата», «Зарплата не очень, но меня устраивает график» или «Рядом с домом».

Разумеется, близость к дому — существенный аргумент, но как бы вы отнеслись к должности, при которой зарплата позволяет каждый день ездить на такси? Скептики посчитают это нереальным. Но может быть, они не правы и все ограничения выдуманы нами самими? Как оценить себя на рынке труда? Как выбрать работу, приносящую радость?

Один из основных вопросов, который стоит себе задать, приступая к поискам подходящей вакансии, — сколько времени вы готовы посвятить данному процессу. Потому что ситуации бывают разные. Кто-то, имея свободный или сменный график на одной работе, может заниматься поисками другой достаточно длительное время, выбирая оптимальный вариант. Это удобно, потому что без спешки всегда проще найти место, действительно устраивающее по всем параметрам. А вот если человек, не работая, но имея источник дохода, надолго затягивает поиски, то шансы его, наоборот, уменьшаются. Наниматели не горят желанием видеть в числе сотрудников специалиста, имеющего большой перерыв в трудовом стаже. Ведь, судя по всему, он не очень заинтересован в работе и, соответственно, может халатно относиться к своим обязанностям. Однако чаще происходит так: решив сменить работу, вы, чтобы не остаться у разбитого корыта, на старом месте ничего не говорите. Таким образом, время ограничено, скажем, продолжительностью отпуска. Поэтому надо использовать каждый день, что называется, по полной программе, для чего необходимо максимально сузить круг поиска и заранее пройти все подготовительные этапы.

Первое, на что надо обратить внимание, — это уровень образования по данной специальности. Политические и экономические изменения, произошедшие в нашей стране за последние годы, привели к тому, что многие занимаются не своим делом, то есть работают не по той специальности, по которой в свое время прошли обучение. Разумеется, опыт — великое дело, но и теоретическими знаниями следует владеть на должном уровне, тем более рынок труда постоянно пополняют молодые специалисты, получившие дипломы по современным профессиям . Поэтому подумайте, достаточно ли вашего образования для карьеры и нет ли необходимости привести его в соответствие с выполняемыми обязанностями или теми функциями, которые вы хотели бы исполнять на новой работе. Существует масса способов повысить уровень теоретической подготовки, начиная с получения высшего (или второго высшего) образования и заканчивая краткосрочными курсами. В любом случае это определенное вложение средств и времени, и в зависимости от того, насколько оно рентабельно, вы и выбираете путь. Не забудьте учесть степень насыщенности рынка специалистами вашего профиля, их средний уровень, свою конкурентоспособность на их фоне. А также определите, в каких еще сферах вы сможете применить полученные знания, если не удастся устроиться по специальности, и насколько вам интересна такая смена ориентиров.

Но помимо основного образования существуют еще и дополнительные навыки и знания: для одной работы они бесполезны, для другой не помешают, а для третьей просто незаменимы. Как правило, в число «необязательных» входят владение иностранными языками, определенный уровень подготовки к работе на компьютере, наличие водительских прав. Сюда же можно отнести специфические знания по вашей профессии, наличие ученых степеней и т. п. Понадобятся ли они вам, зависит от того, насколько кардинально вы решили изменить сферу деятельности и специалисты какой квалификации сейчас востребованы. Такую статистику легко собрать, просмотрев объявления об интересующих вас вакансиях (архив следует искать в Интернете).

Важно также понять, какова должна быть структура той компании, где вы хотите трудиться. Что больше подходит — стать винтиком в огромном механизме, попасть пусть в маленький, но сплоченный коллектив или заниматься организацией работы с нуля? Например, на прежнем месте вы исполняли конкретные функции, но из них вам нравились не все, поэтому вы желаете сузить круг своих обязанностей и заняться только тем, что считали интересным. Тогда вам стоит перейти в более крупную организацию или ту, что ближе по специфике работы. Но прежде надо приобрести какие-то специальные знания в областях, которыми вы планируете заниматься.

А если хотите расширить набор своих функций, получить более высокий статус управляющего или руководителя, особенно при отсутствии практических навыков, будет полезно получить теоретические знания и определенную подготовку в сфере менеджмента. Компанию нужно искать развивающуюся, заинтересованную в притоке инициативных людей, такую, где есть возможность проявить разносторонние способности.

Один из важнейших аспектов трудоустройства — наличие опыта работы, а также соответствие его вашему возрасту и образованию. Значение имеет и то, сколько времени вы продержались на предыдущем месте. Совокупность этих трех факторов дает потенциальному работодателю весьма важную информацию. В наше время никого не удивишь непостоянством и непродолжительностью работы в одной фирме, ведь причины ухода бывают самыми разными. Скажем, прежние наниматели оказались нечистоплотными людьми: изменили первоначальные условия, не выплатили обещанную зарплату, да и организация могла просто прекратить свое существование. Но если, скажем, в течение нескольких лет вы не задерживались ни на одной работе дольше полугода, то это уже настораживает. Не всегда хорошей рекомендацией является наличие большого объема теоретических знаний при относительно маленьком практическом опыте. В данном случае любому руководителю придет в голову мысль, что, приняв вас на работу, он рискует собственным креслом, ведь со временем вы будете заинтересованы в продвижении. Поэтому лучше искать должность, в которую карьерный рост уже заложен. Всегда стоит проанализировать свою трудовую книжку с точки зрения нанимателя. И если после этого вы не измените направление поиска, то по крайней мере подготовитесь ко всем возможным вопросам.

В любом случае, выбирая место, вы должны учитывать профессиональные перспективы. Если вы практик, желающий совершенствовать свое мастерство, ищите организацию, специализирующуюся на нужном вам виде деятельности. Если же вы хотите продвинуться вверх по служебной лестнице, то и компания должна быть соответствующая — многоступенчатая, структурная, соблюдающая в кадровой политике правило, что сотрудники не должны засиживаться в одной должности.

Также необходимо заблаговременно принять решение и об интенсивности рабочего графика, готовности к командировкам и о том, какую степень насыщенности в принципе вы можете выдержать. Стоит заранее посоветоваться с близкими, устраивает ли их режим вашей занятости. Не надо думать, что главное — любой ценой получить место, а там все как-нибудь утрясется. В результате вы только впустую потратите время.

Подумайте, нужно ли рассматривать как вариант трудоустройство в других городах или за границей. Какие перспективы у такого решения, окупятся ли вложения?

Нарисовав портрет работы своей мечты (а также последующей карьеры) и наметив необходимые действия для ее получения, постарайтесь найти максимум данных о ней. Спрашивайте знакомых, читайте прессу, просматривайте форумы в Интернете. Во многом такая информация будет субъективной, но в чем-то она поможет посмотреть на эту деятельность изнутри: не идеализированы ли ваши представления, действительно ли все так, как вам кажется. Возможно, кто-нибудь даст полезный совет, предостережет от ошибок, которые сам когда-то совершил.

Теперь вам остается только разослать резюме и/или начать звонить по найденным объявлениям о вакансиях. Не стоит обращаться туда, где вас не устраивает зарплата, так как многие работодатели завышают реальный уровень оплаты, и вы просто зря потратите время. Один из достаточно действенных способов — обратиться в фирмы, занимающие лидирующие позиции в интересующей вас сфере. Эти организации часто размещают объявления о текущих вакансиях в специализированных изданиях или на интернет-порталах инкогнито. Поэтому, чтобы не упустить хороший шанс, просматривайте вакансии на их собственных сайтах. Более того, даже если вашей специальности сейчас нет в этом списке, вы все равно можете отправить резюме в отдел кадров. Как правило, эйчары крупных компаний собирают собственную базу данных, обращаясь к ней в случае необходимости.

Порой мы боимся предпринимать решительные действия, претендовать на что-то большее из ложной скромности, считая, что хорошего места достойны выдающиеся и талантливые люди. Но присмотритесь внимательно, что отделяет вас от цели? Так ли непреодолимы преграды? Наберитесь решимости, и, возможно, даже скорее, чем ожидали, вы скажете: «Да, именно о такой работе я мечтал!»


Кто быстрее добьется успеха в бизнесе - самоуверенная, амбициозная личность или человек скромный и самокритичный? Как научиться объективно оценивать свои возможности? Своим опытом делятся психологи и предприниматели

Не ошибается только тот, кто ничего не делает

По утвердившемуся стереотипу бизнесмен - обязательно яркий характер. Он уверен в себе, напорист, жесток с партнерами, непримирим с конкурентами. Но на самом деле это больше киношный образ. В жизни, как обычно, не все так однозначно. Даже самые сильные личности не лишены человеческих слабостей. Одни постоянно ставят перед собой немыслимые задачи - и терпят неудачи, переоценив свои возможности. Другим мешает стать по-настоящему успешными занижение своих возможностей и способностей. Что опаснее? Как научиться трезво смотреть на себя самого?

По мнению коуча Веры Кобзевой , если ты не уверен в себе, лучше вообще не начинать бизнес. Но и вторая крайность тоже опасна:

Окружающие одинаково неохотно общаются и с людьми, у которых заниженная самооценка, и с излишне самоуверенными людьми. Первых не хочется видеть среди партнеров, их хочется только пожалеть. Вторые отталкивают амбициозностью. Общий язык всегда легче найти с человеком, который знает свои сильные стороны, опирается на них в бизнесе, и в то же время всегда учитывает свои слабости.

Бизнес-тренер и консультант Дмитрий Лазарев считает, что сами по себе эти особенности характера и не хороши, и не плохи:

Все зависит от ситуации, от ваших жизненных целей. Если ваша задача - вести за собой других людей, то вы должны быть в высшей степени уверены в собственной правоте. Иначе вы никого не убедите присоединиться к вам. А критический взгляд на себя побуждает нас стать лучше, превзойти окружающих в своем деле. Другими словами, заниженная самооценка хороша с точки зрения мотивации, а завышенная - с точки зрения коммуникации.
Бизнесмен всегда «немного не в себе»

Бизнес постоянно дает понять тебе, каковы твои реальные возможности. Ты постоянно рискуешь - и по результатам всегда видно, оправданны были твои амбиции или нет, - убежден владелец «Магазина готовой еды “Прайм”» Димитриос Сомовидис . - Но неудачи не означают, что ты себя переоцениваешь. Переоценивают себя те, кто ломается после первой же неудачи.

Дмитрий Лазарев уверен, что без некоторой неадекватности обществу и окружающей действительности бизнесмен, да и любой человек не будет двигаться вперед:

Если ориентироваться только на норму, то будешь предлагать лишь то, что уже есть, копировать других и вряд ли преуспеешь. В молодости я сам был упрямым, реально завышал личную оценку. Но меня это только раззадоривало. Уверен, что если человек будет все оценивать адекватно, то не станет ничего делать. На Земле живет масса адекватных миру и обществу людей, которые спокойно сидят и тихо получают зарплату. Предприниматели не относятся к их числу.

Обратная сторона медали

- У меня был гигантский провал в бизнесе из-за переоценки собственных возможностей, - рассказывает Андрей Озолинь , владелец сети тур-агентств «Магазин горящих путевок». - До 1998 года я бронировал больше номеров в гостиницах, чем требовалось. И в итоге во время дефолта задолжал $850 тыс., которые выплачивал четыре года. Но это падение заставило меня искать новые способы подняться - и в итоге появились новые проекты. Я открыл «Магазин горящих путевок», от операторского бизнеса перешел к сетевому. Сейчас стал внимательнее и осторожнее, нанял финансового директора, который помогает мне видеть реальное состояние моего бизнеса. Но, если честно, лично себя я по-прежнему переоцениваю.

Нужно учиться на собственных ошибках. Пока не обожжешься, адекватная самооценка не появится, - убежден Николай Федин , гендиректор фирмы «Курье.ру». - Предприниматель изначально несет в себе задатки лидера. Следовательно, его отличает повышенная амбициозность. Я, например, из своих неудач сделал такие выводы: перестал сидеть на семи стульях, нанял толковых замов - профессионалов, хороших стратегов.

Взгляните на себя со стороны

Гендиректор учебного центра иностранных языков «Английская академия» профессор Ирина Мациевич предпочитает относиться к себе критически:

- «Сомневайся», - говорили древние. Считать себя непогрешимым во всех ситуациях - очень человеческая, а потому опасная ошибка. «Уж я-то сумею, со мной ничего не может произойти», - рассуждает водитель, пытаясь проскочить на красный свет. Заблуждение, последствия которого лишь отсрочены во времени. Конечно, «кто не рискует, тот не пьет шампанского». Но риск должен быть разумным - в бизнесе ты отвечаешь не только за себя, но и за других. Критическое отношение, прежде всего к себе, является составляющей успешного бизнеса.

Если ты переоценил свои возможности, важно посмотреть на себя как бы со стороны, как на постороннего человека. Это порой очень трудно. Некоторые наступают на одни и те же грабли всю жизнь. Такая у них карма. Но стараться относиться к себе объективнее нужно, к этому стремится каждый разумный человек, - считает Димитриос Сомовидис.

А Дмитрий Лазарев советует не обольщаться своими достижениями. Если вы считаете, что в вашем бизнесе все хорошо, значит, вы просто чего-то не заметили:

Не многим предпринимателям удается идти к вершине без остановки. На каком-то этапе может случиться «головокружение от успехов»: бизнесмен успокаивается, и происходит провал. Тогда маятник идет в другую сторону - самооценка резко снижается.

Но, по мнению Лазарева, и эту ситуацию можно использовать с выгодой для себя:

Любые чувства, которые мы испытываем - и пьянящее ощущение безграничных возможностей, и боль неудачи, - это возможности расти. Не стоит относиться к особенностям своего характера как к какой-то проблеме, надо использовать их на благо дела. Не замыкайтесь в себе и среди себе подобных, общайтесь с разными людьми, из разных слоев общества. И тогда всегда будет чему поучиться, всегда будет возможность развиваться.

А хроническим неудачникам Вера Кобзева советует перестать сваливать вину за провал на конкурентов, партнеров по бизнесу или объективные обстоятельства:

Лучше проанализируйте, какие ваши поступки привели к тому или иному результату. Нужно отдавать себе отчет, что только ты сам полностью отвечаешь за свою жизнь, только сам человек - единственный автор своей жизни. Лишь так можно выработать трезвый взгляд на себя и свое дело.

ПРОВЕРЬТЕ СВОЮ САМООЦЕНКУ
У этого теста пять вариантов ответа: «очень часто» - 4 балла, «часто» - 3 балла, «иногда» - 2 балла, «редко» - 1 балл, «никогда» - 0 баллов.

Суммируйте баллы. Если вы набрали от 0 до 25 баллов, у вас высокий уровень самооценки, от 26 до 45 - средний, от 46 баллов до 128 - низкий.

Классный час: «Как правильно оценить свои возможности?» , 9 класс.

Страхи возраста

15-16 лет – это трудный период в жизни молодых людей, период становления личности. Они открывают в себе мир психического. В это время они становятся особенно чувствительны к внешним оценкам и к тому «внутреннему критику», который поселяется в их душе. Они боятся, что вдруг выяснится, будто им чего-то не хватает, что они окажутся не на высоте. Такие опасения отражают страх неудачи, который нередко смешивается с опасением добиться успеха, так как успех предусматривает перемену личного статуса, отказ от привычных способов поведения в пользу неопределенного нового стиля. Поскольку эти страхи широко распространены среди подростков, то я сочла необходимым объяснить им, как с помощью промедления они защищаются от этих страхов неудачи и успеха.

Боязнь провала

Исследования психолога Ричарда Бири показывают, что люди испытывают страх перед неудачей, живут с набором убеждений, которые заставляют их стремиться потерпеть неудачу. Вот эти убеждения:

Моя продуктивность – это прямое отражение моих способностей.

Уровень моих способностей отражает мою ценность как личности, то есть чем выше способности, тем выше самооценка.

Мои достижения (продуктивность) отражают мою ценность как личности.

Р. Бири выразил отношения между этими убеждениями с помощью следующего уравнения:

Самооценка = Способности = Продуктивность

Другими словами, если я хорошо действую – значит, у меня большие способности, следовательно, я себе нравлюсь и спокоен за себя. Каждый человек сам решает для себя, какие способности будут определять его ценность. Это могут быть интеллектуальные способности, особые умения, таланты и т.д.

Но если способности становятся единственным мерилом собственной ценности, начинаются сложности. Если кроме продуктивности ничто не принимается в расчет, то тогда выдающиеся результаты означают, что личность выдающаяся, посредственные же результаты указывают на обратное. Для человека с таким мировоззрением выполнение какой-то работы – это поступок, который измеряет не только его способность хорошо играть в футбол, решать задачи, составлять программы для компьютера, выступать с докладом, но также и его ценность как человека.

Ребята, подумайте и ответьте на вопросы:

Помогают ли ориентиры, которые вы сами себе устанавливаете, продвигаться вперед или они столь высоки, что, скорее заводят вас в тупик?

Что, по вашему мнению, случиться, если вы выполните задание посредственно?

Упражнение 1.

Посмотрите на слайд, прочитайте и запишите вопросы теста №6 и 7.

    Представьте, что в вашей жизни произошло следующее событие. Объявлена викторина на тему, в которой вы неплохо разбираетесь, но времени основательно подготовиться уже нет. Вам предлагают принять участие в этой викторине, приз за все правильные ответы – 1 миллион рублей. Какое решение вы примете:

а) соглашаетесь;

б) отказываетесь.

    У вас есть возможность принять участие в одной из двух игр-конкурсов (это могут быть интеллектуальные, спортивные или любые другие игры, где необходимо применить какие-то знания, умения, способности). Участником какой игры Вы станете?

а) Условия первой игры: победитель получает 1 миллион рублей, проигравший – ничего.

б) Условия второй игры: все участники получают по 50 тысяч рублей независимо от результатов.

Подумайте и дайте письменно ответы на следующие вопросы:

Какие эмоциональные ощущения вы испытаете, когда вам предложат принять участие в конкурсах?
-Какие отрицательные переживания могут вами овладеть?
- Как это повлияет на ваше решение?
- Вы рискнете, если удовлетворитесь малым? Почему?

Вывод : оказывается, если нас может удовлетворить только совершенство, то мы обречены на постоянные разочарования. Совершенство – это недостижимый идеал, от которого, однако, люди отказываются с немалым трудом. Однако это отнюдь не означает, что нужно отказывать себе в стремлении к самосовершенствованию.

Упражнение 2.

Попытайтесь проанализировать: что произойдет, если мы начнем выполнять все необходимые дела вовремя, не откладывая их на потом? Запишите на листочке все ответы, которые придут вам в голову.

Анализ ответов учащихся с точки зрения:

А) результативности;

Б) самосовершенствования.

Итог: «Сегодня вы попытались ответить себе на очень серьезные вопросы и проанализировать свое поведение. Теперь многие из вас перестанут объяснять промедление в выполнении каких-то дел просто ленью, недисциплинированностью, несобранностью и т.д. Во многом это связано и с нашим страхом перед неизвестностью. Важно, что во всех подобных страхах есть общее – любому человеку непросто выбирать между тем, что ему сейчас нравиться, и будущим успехом. В подобных ситуациях выбора полезно постоянно задавать себе такие вопросы: что я имею? Что я теряю, если?... могу ли я причинить себе вред? Какой?».

Упражнение 3.

Подумайте вот над чем: как лучше организовать учет времени? Куда вы будете записывать свои дела? Это будет просто чистый листок бумаги, или вы придумаете специальный бланк в виде схемы или таблицы? Как вы собираетесь делать заметки? Вы будете записывать их словами или придумаете для обозначения некоторые условные значки, символы, сокращения? Какие сокращения можно придумать уже сейчас, чтобы потом легко и быстро заносить их на бланк? Подумайте уже сейчас, каким цветом или символом вы будете фиксировать «помехи» или перерывы в работе, которые тормозят или нарушают ее выполнение (телефонные разговоры, посетители, время, потраченное на ожидание).

    Объединитесь в группы по 3-4 человека, вооружитесь линейками, карандашами, фломастерами и начинайте работу. Через 20 минут вам нужно будет представить на обсуждение всего класса свою «Таблицу учета времени» и подробную инструкцию к нему.

Через 20 минут каждая группа по очереди рисует свой бланк на доске и рассказывает, как им нужно пользоваться и что можно в результате такой техники учета получить. Наконец, все придуманные бланки нанесены на доску, выявлены достоинства и недостатки.

Упражнение 4 «Мой день».

В качестве домашнего задания предлагаю вам следующее.

Необходимо составить список дел и указать время, на них потраченное:

    Работа, которая выполняется по обязанности….

    Работа, которая делается по собственному желанию…….

    Общение (с родными, друзьями и пр.)

    Повседневные ритуалы (подъем, отход ко сну и пр.)…

    Деятельность, приносящая удовлетворение…

    Пустое времяпрепровождение….

    Другие дела…

Проанализируйте полученный список.

Нарисуйте два круга: «Мой типичный день» и «Мой идеальный день». Разделите круги на секторы, отражающие долю каждого из перечисленных вами занятий в распорядке вашего дня. Отличаются ли ваши «типичный» и «идеальный» дни? Что вы можете сделать, чтобы приблизить свой типичный день к желаемому? Продумайте и запишите способы, которые позволяют вам сделать это.