Актуальные направления
в исследованиях психотерапии
СЕКЦИЯ:
Ведущие: Иван Геронимус, Лина Коган-Лернер
Иван Геронимус
Системный семейный терапевт, приглашенный преподаватель магистерской программы “Системная семейная психотерапия” НИУ ВШЭ, член ОСКиП
Лина Коган-Лернер
Системный семейный терапевт, доцент магистерской программы “Системная семейная психотерапия” НИУ ВШЭ, член ОСКиП
Последние десятилетия активно развиваются исследования психотерапии: изучается сам процесс взаимодействия между клиентом и терапевтом; эффективность различных направлений, методов и разных форматов практики (онлайн и очного); траектории и механизмы психотерапевтических изменений, многое другое. Эти и другие направления в исследованиях психотерапии мы планируем обсудить на нашей секции.
Взгляд исследователя на психотерапию дает возможность практикующему специалисту переместиться в ту самую позицию «наблюдателя», и, благодаря этому, переосмыслить и собственный опыт работы с новой, часто неожиданной стороны.
ПРОГРАММА СЕКЦИИ
30 мин.
30 мин.
Наталья Кисельникова
Разработка методики оценки компетенций психологов-консультантов

ПОДРОБНЕЕ
30 мин.
30 мин.
Гражина Будинайте
Создание измерительного средства
«Уровень завершенности супружеского развода в семье» (УЗР) – теоретические основания и методический подход к решению задачи

ПОДРОБНЕЕ
30 мин.
30 мин.
Елена Кириллова
"Интенциональное содержание психотерапевтической речи"

ПОДРОБНЕЕ
30 мин.
30 мин.
Юлия Быховец
Факторы успешности и трудности психотерапии в период пандемии

ПОДРОБНЕЕ
Вернуться к программе секции
Гражина Будинайте
к.п.н., доцент НИУ «Высшая школа экономики», академический руководитель магистерской программы «Системная семейная психотерапия» НИУ ВШЭ, системный семейный терапевт
В сообщении будут представлены результаты разработки содержания опросника «УЗР» и его первичной апробации – как существенных итогов первого этапа длительной работы, проходившей в рамках исследовательской работы МП «Системная семейная психотерапия» (департамент психологии НИУ-ВШЭ) с 2015 года. Будет показано, как исходные теоретические ориентиры – различение «хорошего» и «плохого» или «завершенного» и «незавершенного» развода, а также подход к супружескому разводу в семье как поэтапному процессу, а не «одномоментному событию» (Constance Ahrons, 1995, 2004, 2005; Г.Л.Будинайте, 2017), привели к операционализации основных составляющих процесса развода, которые могли быть трансформированы далее в конкретные компоненты содержания опросника – шкалы опросника УЗР.
Построение содержания такого опросника представляет собой пример
операционализации не просто сложной реальности, которую представляет собой всякая психологическая реальность, но сверхсложной, поскольку ставил собой задачу операционализации системы взаимоотношений нескольких членов семьи, наряду с их самочувствием и субъективным восприятием ситуации. Поэтому реализация задачи разработки содержания УЗР потребовала нескольких этапов трансформации вида формулировок и системы оценок пунктов каждой шкалы и сложной оценки его содержательной валидности
Вернуться к программе секции
Елена Кириллова
к.п.н., клиент-центрированный психотерапевт (сертификат Австрийского Научного Общества Клиент-центрированной и Разговорной Психотерапии ÖGwG), супервизор (Сертификат ОЧЦП), руководитель и ведущий тренер учебной программы по профессиональной переподготовке: "Клиент-центрированная психотерапия и человекоцентрированный подход", преподаватель Московского Института консультативной психологии и консалтинга
Известно, что профессиональная деятельность психотерапевта, в основном, является разговорной. Всегда для психотерапевта остается актуальным вопрос: «Как говорить?» Такой вопрос является актуальным и для исследований: «Как говорить, чтобы помогать клиенту справиться с психологическими затруднениями?» и «Как говорить профессионально, реализуя теорию и практику психотерапевтического подхода?» Важность того, как говорить, чтобы был психотерапевтический эффект остается актуальным направлением исследований всех подходов к психотерапии. Следовательно, основная часть анализа психотерапевтической деятельности может быть обращена к ее речевой составляющей, то есть к исследованию транскриптов психотерапевтических сессий.
В целях понимания и научной рефлексии психотерапевтической практики нами был проведен интент-анализ психотерапевтической речи. В процессе исследования была разработана авторская методика интент-анализа психотерапевтического дискурса. В целом методика представляет собой вариант экспертной оценки устной и письменной речи психотерапевтов. Она позволяет исследовать глубинное латентное психологическое содержание речи, а именно план намерений (интенций) психотерапевта, лежащих в основе профессиональной разговорной психотерапевтической деятельности
Вернуться к программе секции
Наталья Кисельникова
к.п.н., доцент, со-основательница проекта Вольта (образовательные боты), зав. лабораторией консультативной психологии и психотерапии образовательного центра "Психодемия
Существует множество моделей профессиональных компетенций психологов-консультантов и психотерапевтов, на которые опираются разные профессиональные сообщества и школы психотерапии. Опора на такие модели сильно упрощает оценку развития компетенций у студентов в процессе обучения и у практикующих специалистов с наращиванием опыта работы. В сообщении будут представлены результаты разработки русскоязычной модели общих компетенций психологов-консультантов и рассказано о возможностях ее практического применения
Вернуться к программе секции
Юлия Быховец
к.п.н., ст.научный сотрудник Лаборатории психологии развития субъекта в нормальных и посттравматических состояниях Института психологии РАН
Пандемия COVID-19 вынудила почти весь мир перейти к онлайн-формату работы в связи с требованиями правительства к соблюдению мер социальной изоляции. Эта ситуация потребовала также от психотерапевтов быстрого поиска решений для продолжения работы с клиентами. Психотерапевтам пришлось резко адаптироваться от очной психотерапии к онлайн-терапии. Этот переход произошел независимо от отношения терапевтов к онлайн-формату работы, их опыта или желания/нет работать в этом формате. Кроме того, из-за срочности было мало времени для подготовки, обучения или размышлений об использовании такого метода для проведения психотерапии. Условно выделяются три фактора успешности психотерапии: факторы, связанные с процессом психотерапии, с характеристиками клиентов и психотерапевтов. В докладе будут представлены данных современных исследований успешности и трудностей психотерапии онлайн. Также будут представлены результаты пилотажного исследования психотерапевтической практики в период карантина во время начала пандемии