СЕКЦИЯ:
Семья с особыми задачами развития
в эпоху пандемии

Ведущая: Татьяна Якимова
Кандидат психологических наук, доцент МГППУ, системный семейный психотерапевт, член Общества
семейных консультантов и психотерапевтов (ОСКиП)
Секция Семья с особыми задачами развития в эпоху пандемии будет посвящена тому, с какими вызовами и трудностями столкнулись семьи, в которых есть дети или взрослые с особыми потребностями развития, семьи с замещающим родительством. Конечно, речь пойдет не только о трудностях, но и о том, какие ресурсы и новые возможности в ситуации пандемии и неопределенности семьи нашли для себя. И, конечно, будет очень важно узнать, какие новые стратегии сопровождения предлагают этим семьям помогающие специалисты. Суммировать содержание работы секции можно в таких темах: технологии помощи семье, имеющей ребенка\детей с ОВЗ, в период пандемии; трудности и ресурсы семей с людьми, страдающими психическими расстройствами, в эпоху пандемии; замещающие семьи: актуальные запросы и вызовы. Эти темы будут раскрыты в форме мастер-классов и докладов
ПРОГРАММА СЕКЦИИ
30 мин.
30 мин.
Анна Щербакова
"Дистанционное консультирование детей с нарушениями развития: значения участия родителей"

ПОДРОБНЕЕ

"Сопровождение семьи особого ребенка раннего возраста в подходе DIRFloortime"

ПОДРОБНЕЕ
Николай Романовский
к.п.н., эксперт-преподаватель DIR/Floortime, психолог, старший научный сотрудник «ФГБНУ ИКП РАО», руководитель направления в Центре здоровья и развития имени Свт. Луки
Анна Азирова
эксперт-преподаватель DIR/Floortime, логопед, психолог.
Директор НКО "Диалог-Флортайм", ведущий специалист Центра здоровья и развития имени Свт. Луки

Мастер-класс «Использование шкалы структурированного наблюдения FEAS для оценки детско-родительского взаимодействия в семье ребенка с особенностями развития»

ПОДРОБНЕЕ
Николай Романовский
к.п.н., эксперт-преподаватель DIR/Floortime, психолог, старший научный сотрудник «ФГБНУ ИКП РАО», руководитель направления в Центре здоровья и развития имени Свт. Луки
Анна Азирова
эксперт-преподаватель DIR/Floortime, логопед, психолог.
Директор НКО "Диалог-Флортайм", ведущий специалист Центра здоровья и развития имени Свт. Луки

"Ранняя помощь детям и их семьям в период пандемии"

ПОДРОБНЕЕ
Анна Битова
РБОО «Центр лечебной педагогики», председатель правления, дефектолог
Лариса Самарина
директор АНО ДПО «Санкт-Петербургский институт раннего вмешательства», психолог
Инна Ширшова
руководитель программы «Инклюзивная среда» Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее»

"Онлайн-терапевтические группы для родителей детей и молодежи с особенностями развития в период пандемии"

ПОДРОБНЕЕ
Екатерина Горина
психолог, АНО Центр «Пространство общения», РБОО «Центр лечебной педагогики»
Анастасия Рязанова
психолог, директор, АНО Центр «Пространство общения»

Родственники психически больных в условиях социальных потрясений

ПОДРОБНЕЕ
Мария Маклин
системный семейный терапевт, член ОСКиП, кандидат психологических наук, медицинский психолог отделения реабилитации Научного центра психического здоровья
Ольга Бойко
научный сотрудник отдела медицинской психологии Научного центра психического здоровья
Екатерина Улыбина
"Проблемы психологической поддержки семей, воспитывающих детей с онкозаболеваниями, в период эпидемиологических и социально-экономических ограничений"

ПОДРОБНЕЕ
Вернуться к программе секции
Анна Щербакова
к.п.н., профессор
Московского государственного психолого-педагогического университета
В докладе рассмотрены особенности дистанционного консультирования детей с нарушениями развития. Значительное внимание уделяется продуктивной деятельности как средству установления контакта с ребенком, обладающему развивающим и терапевтическим эффектом. Приводятся наглядные примеры практической работы с детьми средствами продуктивной деятельности. Подчеркивается значение участия родителей в дистанционной работе, рассматриваются и иллюстрируются проблемы включения родителей в совместную с ребенком деятельность
Вернуться к программе секции
Николай Романовский, Анна Азирова
В докладе авторы изложат основные принципы сопровождения семьи в ранней помощи в подходе DIR/Floortime. Будут рассмотрены формы и методы работы, вопросы командного и комплексного подхода, междисциплинарного взаимодействия. Доклад будет проиллюстрирован видеозаписями игровых сеансов с парой ребенок-родитель таких специалистов, как психолог, игровой логопед, специалист по сенсорной интеграции и кинезотерапии
Вернуться к программе секции
Николай Романовский, Анна Азирова
В рамках данного мастер-класса его участники познакомятся с методикой оценки социально-эмоционального развития ребенка и родителя – шкалой структурированного наблюдения FEAS и получат практические навыки работы ней.
Шкала FEAS была разработана С. Гринспеном (1941–2010) совместно его коллегами и является диагностическим продолжением теории ступеней функционального социального-развития. С помощью данной шкалы можно оценить развитие детей от 7 месяцев до 4 лет, у которых наблюдаются различные нарушения или они находятся в группе риска, а также способности к поддержанию взаимодействия с ними их родителей
Вернуться к программе секции
Анна Битова, Лариса Самарина, Инна Ширшова
В докладе А.Л.Битовой «Ранняя помощь детям и их семьям в период пандемии» (соавторы – доклада Л.В.Самарина и И.В.Ширшова) определены основные понятия, цели и принципы организации ранней помощи детям и их семьям. В докладе приводятся сведения как о современном состоянии системы ранней помощи в нашей стране в целом, так и об условиях, сложившихся вследствие распространения коронавирусной инфекции и влияющих на оказание подобной помощи. Будут освещены меры, предпринимаемые для продолжения помощи нуждающимся семьям и детям в сложившихся обстоятельствах, и меры, необходимые для развития самой системы ранней помощи в нашей стране
Вернуться к программе секции
Екатерина Горина, Анастасия Рязанова
В сообщении будет рассказано о том, что такое онлайн-группы поддержки для родителей детей с особенностями развития. Почему группы получаются разными, и как, несмотря на все различия, сделать работу в группах продуктивной. Можно ли объединять в рамках краткосрочной программы родителей детей разного возраста и с разными диагнозами, а также о том, какие компетенции нужны ведущему групп поддержки
Вернуться к программе секции
Екатерина Улыбина
старший преподаватель кафедры психологии и педагогики детства Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева
В докладе поднимается проблема оказания комплексной психологической поддержки такой уязвимой категории, как семьи, воспитывающие детей с онкологическими заболеваниями, в сегодняшних условиях политической нестабильности и пандемии. Автором выделяются условия, сопряженные с ситуацией социально-экономических и санитарно-эпидемиологических ограничений, которые ведут к усугублению психологической неустойчивости онкопациентов детского возраста и членов их семей, появлению страхов, ограничению активности в общении с социумом, снижению качества жизни и т.д. Помимо ключевых сложностей, в докладе отмечаются возможные пути их преодоления на уровне психологических служб при медицинских учреждениях.
(Участие в конференции в формате публикации тезисов)
Вернуться к программе секции
Мария Маклин, Ольга Бойко
В докладе описываются трудности, с которыми сталкиваются родственники людей, страдающих психическими расстройствами, в эпоху социальных потрясений. Авторы выделяют факторы, оказывающие существенное влияние на людей, чьи близкие страдают психическими заболеваниями. Обсуждается влияние сложностей медицинского характера, материальных трудностей и изменений образа жизни.
Рассматриваются особенности оказания психологической помощи таким семьям.
Также рассказывается о том, как работает онлайн-группа психологической поддержки для людей, чьи близкие страдают психическими расстройствами