СЕКЦИЯ:
Дети, пандемия и социальный кризис: зоны риска, внутрисемейный климат и
трансформация образования

Ведущая: Лариса Кононенко
Клинический психолог, системный семейный психотерапевт, ЭФТ-терапевт, преподаватель на кафедре прикладной психологии и психотерапии ИППК РУДН, председатель правления ОСКиП
Сначала ситуация с распространением вируса COVID -19 внесла изменения во все сферы нашей жизни, теперь социальный кризис в обществе принес еще больше неопределенности.
Страх перед болезнью, вынужденная разлука с близкими и самоизоляция, финансовые потери, беспокойство – являются причинами повышения тревожности, усиления стрессовых реакций, влияют на состояние здоровья взрослых и благополучие детей.
Проблемы, связанные с изменением привычного распорядка жизни, отсутствием общения со сверстниками и сложности дистанционного обучения нанесли ущерб физическому и психологическому здоровью детей и подростков.
Ментальное здоровье детей и подростков в условиях пандемии признано ВОЗ острой проблемой глобального масштаба.
Главная задача секции – обсудить следующие темы: «Как пандемия сказалась на развитии и психике детей?», «Как детская тревожность связана с трудностями взрослых?», «Какие были плюсы и минусы изоляции для семьи в целом?», «Как трансформировалось обучение и роль родителей в этом процессе?», «Как поддержать психическое здоровье детей после пандемии и в условиях социального кризиса?»
ПРОГРАММА СЕКЦИИ
30 мин.
30 мин.
Александр Черников
"Консультирование семей в повторном браке. Основные вызовы и варианты помощи"

ПОДРОБНЕЕ
30 мин.
30 мин.
Ольга Попова
Разлучение ребенка с матерью после родов. Ухудшение ситуации в связи с пандемией и возможные пути преодоления негативных последствий

ПОДРОБНЕЕ
30 мин.
30 мин.
Татьяна Харабурова
Мастер-класс «Self Harm – трудности перевода: на приеме у психолога подросток». Мастерская практических навыков по работе с подростками с помощью техник парадокса

ПОДРОБНЕЕ
30 мин.
30 мин.
Оксана Богомягкова
"Социальный атом подростка: карта вопросов и ответов"

ПОДРОБНЕЕ

Арктическая мастерская «Альтернатива»

ПОДРОБНЕЕ
Татьяна Шинина
к.п.н., доцент кафедры нейро- и патопсихологии развития факультета клинической и специальной психологии Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ), член международной психологической ассоциации International Society for the Study of Behavioral Development (ISSBD)
Инна Морозова
директор АНО Научно-практическая лаборатория «Психологические инcтрументы», член РПО

Круглый стол «Многообразие психологической помощи семье с ребенком: системная семейная терапия и игровая терапия»

ПОДРОБНЕЕ
Лариса Кононенко
клинический психолог, системный семейный психотерапевт, ЭФТ-терапевт, преподаватель кафедры прикладной психологии и психотерапии ИППК РУДН, председатель правления ОСКиП
Елена Чепцова
семейный психолог, эмоционально-фокусированный терапевт, детский игровой терапевт, член Общества семейных консультантов и психотерапевтов (ОСКиП), преподаватель психологического консультирования и игровой терапии, супервизор (ИТЦР)
Участники круглого стола:
Светлана Мосолова
психолог, тренер, преподаватель, Master in Brief Strategic Psychotherapy, School of Management, Research and Clinical Institute, Italy, директор Центра КСТ в Москве
Вера Поветкина
аналитический психолог, юнгианский сэндплей терапевт, Рутер (кандидат) Международного Общества Сэндплей терапевтов (ISST), супервизор и обучающий тренер, опыт работы с 2005 года
Евгения Чмутова
клинический психолог, когнитивной-поведенческий терапевт, диалектико-поведенческий терапевт
30 мин.
30 мин.
Екатерина Муравьёвская
Трансформационный подход в развитии социальных навыков у детей: Игра в виртуальной реальности для диагностики социально-эмоционального состояния и развития социальных навыков у детей

ПОДРОБНЕЕ
Вернуться к программе секции
Александр Черников
к.п.н., председатель Экспертного совета Общества семейных консультантов и психотерапевтов (ОСКиП), руководитель обучающей программы по семейной терапии в Институте групповой и семейной психотерапии (ИГиСП), автор и научный редактор ряда книг по семейной психотерапии
В докладе будут обсуждаться основные трудности, с которыми сталкиваются дети, родители и супруги в повторном браке. Концепция треугольников отношений оказывается особенно полезной для анализа таких сводных семей. Многочисленные исследования позволяют давать этим семьям четкие рекомендации о построении взаимоотношений. В докладе будут рассмотрены также терапевтические действия на разных уровнях семейной системы
Вернуться к программе секции
Ольга Попова
психолог с дополнительными специализациями по раннему детству, консультированию родителей по системе Я. Юуля, терапевт IBT (интегративная двигательная травматерапия), сотрудник института раннего детства в Цюрихе (MMI), официальный представитель программ К. Бриша в России
Вынужденная изоляция, невозможность даже навещать ребенка в первые месяцы жизни, стала за время пандемии распространенным явлением. Преждевременные роды, наличие или подозрения на ковид практически неизбежно предопределяют ход событий. В докладе будут рассмотрены как превентивные меры, так и пути преодоления последствий раннего и длительного разлучения новорожденного ребенка c матерью
Вернуться к программе секции
Татьяна Харабурова
семейный психотерапевт, групповой психотерапевт, врач психиатр и психотерапевт, главный врач и соучредитель частной психиатрической клиники (Нижний Новгород)
Последние годы я вижу, как стремительно молодеет стационарное отделение нашей психиатрической клиники, нередкими становятся случаи обращения подростков с депрессиями, бесконечным селфхармом, попытками уйти из жизни. Погружаясь с коллегами-психологами в разработку терапевтической программы для подростков, мы понимаем, что первые звонки звучали за год, а то и два-три до поступления к нам.
На мастер-классе я расскажу, как практикующий психолог может заметить эти первые звонки, помогу обрести практические навыки – как различать предвестники клиники или просто сложности адаптации подростка в нашем вечно меняющемся мире. Вместе с участниками обсудим парадоксальные техники присоединения и подсветим роль семьи в подростковых проблемах.
Также на мастер-классе будут затронуты правовые вопросы взаимодействия психиатра и психолога.
Все участники мастер-класса получат диагностические карты для применения в практической работе
Вернуться к программе секции
Оксана Богомягкова
к.пед.н., доцент Московского государственного психолого-педагогического университета, сертифицированный психодраматерапевт, старший тренер и супервизор Ассоциации психодрамы
Мир социальных отношений – особый вызов для человека любого возраста. Меняющийся мир представляет собой зону неопределенности, когда по-старому уже невозможно, а по-новому еще не известно как. Для подростков – это вызов не только социальному статусу и отношениям с другими, но и вызов в отношениях с самим собой. Встреча внешнего и внутреннего мира подростка часто сопровождается конфликтами, изоляцией, аутодеструктивным поведением, подсвечивая одиночество и социально-эмоциональные дефициты. Психодраматическая техника социального атома как карта внутреннего мира подростка позволяет психологу и клиенту обнаружить опоры, «пустоты», значимые отношения и дефициты, перейти от глобализации к детализации и возможности реконструировать актуальный сценарий жизни. Это диагностический инструмент и терапевтическая карта. В процессе знакомства с техникой, нарисуем свой социальный атом и через практику развернем феноменологический подход в работе с подростками и теми, кто продолжает ими оставаться
Вернуться к программе секции
Татьяна Шинина, Инна Морозова
В рамках мастерской будет представлен региональный проект разработки системы профилактики на территории Арктики с подростками, которые совершили правонарушения. Мы рассмотрим технологию работы с подростками «подросток-подростку», состоящими на учете и/или находящимися в СОП; современные подходы к формированию системы профилактики правонарушений среди подростков; ключевые этапы индивидуальной и командной диагностики с игровыми кейсами и маркерами оценки.
Участники смогут в проактивном формате познакомиться с диагностическим инструментами: оценкой бессознательных мотивов и потребностей «Тест определения мотивов» (Unbewusste Motive und Motivumsetzung, OMT); оценкой мотивации на осознанном уровне «Тест реализации мотивов» (Bewusste Motive und Motivumsetzung, MUT) и др.; будут раскрыты ключевые аспекты программы активации подростков через ресурсную модель (Zürcher Ressourcen Modell, ZRM)
Вернуться к программе секции
Лариса Кононенко, Елена Чепцова
Семейные психотерапевты и игровые терапевты сталкиваются с большим диапазоном детских и подростковых проблем, поэтому важно обсудить варианты сочетания этих подходов и взаимодействия специалистов. Мы предлагаем рассмотреть один и тот же случай (похожий на реальный, любые совпадения случайны) семейным психотерапевтам из разных подходов и игротерапевтам и ответить, как именно они будут помогать семье и ребенку, а также каким образом можно совмещать "семейную" и "детскую" работу в системных семейных подходах и в игровой терапии, центрированной на ребенке
Вернуться к программе секции
Екатерина Муравьёвская
PhD, исследователь, Университет Флориды (США, Флорида)
Во время перемен и неопределенности качество внутрисемейного климата как никогда актуально. Он напрямую зависит от базового социо-эмоционального состояния членов семьи, умения общаться, выражать эмоции, готовности решать конфликты и договариваться. Доклад о текущем исследовании инновационных подходов диагностики социально-эмоционального состояния и развития социальных навыков у детей с помощью игр в виртуальной реальности