СЕКЦИЯ:
Семья и творчество в эпоху неопределенности.
Арт-методы в работе с семьей. Наррадрама

Ведущая: Ксения Ильинская
Системный семейный терапевт, нарративный практик, приглашенный преподаватель магистерской программы “Системная семейная психотерапия” НИУ ВШЭ, фасилитатор по наррадраме Института драматерапии Лос-Анджелеса
Современный мир – сложный, неопределенный и стремительно меняющийся мир VUCA – требует гибкости и постоянной адаптации. Благополучная жизнь, основанная на этих принципах, предполагает постоянную повседневную креативность и творчество в различных его проявлениях. Особую роль творчество играет в кризисные моменты, что подтверждает пандемия COVID – 19. На нашей секции мы услышим взгляд социолога на существующую ситуацию в обществе, посмотрим, как творческие процессы могут участвовать и способствовать более эффективной психотерапевтической работе, с помощью геносоциодрамы поищем стратегии выживания наших предков в трудные времена, познакомимся с наррадрамой, соединяющей нарративную практику с арт-методами и драматерапией
ПРОГРАММА СЕКЦИИ
30 мин.
30 мин.
Ольга Дымарская
Творчество как фактор благополучия в условиях неопределенности

ПОДРОБНЕЕ
30 мин.
30 мин.
Анфиса Чуганская
Творческое взаимодействие: опыт арт-терапевтических занятий в период пандемии

ПОДРОБНЕЕ
30 мин.
30 мин.
Памела Данн
Наррадрама: новая школа в пространстве психотерапии

ПОДРОБНЕЕ
30 мин.
30 мин.
Ксения Ильинская
Наррадрама в действии

ПОДРОБНЕЕ
30 мин.
30 мин.
Камран Афари
Излечивая последствия травмы с помощью нарративной практики

ПОДРОБНЕЕ
30 мин.
30 мин.
Анна Крайнова
«Геносоциограмма как способ исследования стратегий выживания предков в трудные времена»

ПОДРОБНЕЕ
Вернуться к программе секции
Ольга Дымарская
к.соц.н., директор АНО «Проектно-исследовательское бюро «Социальное действие», ст. преп. Московского физико-технического института

ПРИВЕТСТВИЕ
Неопределенность – новая норма, в которой мы живем. Она может манить и будить воображение, а может пугать и вызывать беспокойство. С тем, какая неопределенность нам предстоит и как в ней жить, попробуем разобраться средствами разных социальных наук. В этой неопределенности особое место занимает творчество. И мы попробуем рассмотреть – какое, и почему именно творчеству принадлежит такая большая роль в современном мире
Вернуться к программе секции
Анфиса Чуганская
к.п.н., арт-терапевт, преподаватель Международной школы арт-терапии
Творческое взаимодействие людей – одно из уникальных социальных действий, способных изменить в определенном социальном уровне личность и дать психологические инструменты для преодоления трудных ситуаций. Мы рассмотрим, как используется творчество и занятия арт-терапией для преодоления стресса, состояния неопределенности клиентов и при реабилитации после ковида. Что использовали в качестве помогающих методов арт-терапевты в мировой практике в XIX-XX вв.?
Вернуться к программе секции
Памела Данн
клинический психолог, PhD, драма терапевт, профессор Университета Лос-Анжелеса, исполнительный директор Института драматерапии Лос-Анжелеса и Центра креативной терапии. Автор более двенадцати книг, фильмов, статей, автор метода наррадрамы, ex-президент Ассоциации драматерапии Северной Америки. В 2014 году удостоена награды за выдающиеся достижения за вклад в развитие драматерапии, в 2016 году удостоена награды Гертруды Шаттер за вклад в развитие драматерапии в обучении, публикациях, практике, что является высшей наградой в области драматерапии
В докладе Памела Данн представит собственный метод, расскажет особенности наррадрамы и возможности использовать этот метод в психотерапии, характерные черты метода и открывающиеся перспективы в психотерапевтической работе, благодаря ему. Участники получат возможность из первых рук познакомиться с новой пока в России школы психотерапии, сочетающей в себе идеи нарративной практики с драматерапией и арт-методами
Вернуться к программе секции
Ксения Ильинская
системный терапевт, нарративный практик, преподаватель магистерской программы ВШЭ, тренер наррадрамы школы драматерапии Лос-Анжелеса
Доклад посвящен анализу психотерапевтической работы в новой для российских психотерапевтов школе наррадрамы. Участники познакомятся с этапами работы наррадрамы и особенностями каждого из этапов. Увидеть техники наррадрамы и логику работы будет возможно на примере видеозаписи реальной работы, предоставленной с разрешения клиентки. Мы обсудим кейс и увидим техники и эффект их применения в конкретной истории
Вернуться к программе секции
Камран Афари
Phd, доцент по коммуникации Калифорнийского государственного Университета Лос-Анжелеса, ко-директор Института драматерапии Лос-Анжелеса. Автор «Перформанс и Активизм: корни дискурса после восстания в Лос-Анжелесе 1992 года» (Lexington 2009), со-редактор «Исследования коммуникации при использовании Экспрессивной терапии искусством и Нарративной терапии как формы исцеления» (Lexington 2020), а также выходящей книги «Мулла Нассреддин: создание Трикстера Современности (1906 – 1911)» (Edinburgh University Press 2022). Занимается обучением студентов, находящихся в местах лишения свободы в государственной тюрьме, читает курсы для специалистов в сфере душевного здоровья в области изучения пересекающихся идентичностей и работы с травмой
Некоторые практики, работающие с травмой, фокусируются исключительно на проблемных историях, на которые нервная система дает ответ «бить-убегать-замирать-раболепствовать». Нарративные практики, наоборот, стараются отойти от конструктов «хрупкое чувство себя», исследовать и развивать темы собственного движения и собственного развития с помощью экспериментального искусства и упражнений. В докладе мы обсудим отрывок моей недавней работы с людьми в местах лишения свободы, направленной на их поддержку в работе с пятью темами, позволяющими отдать должное собственным ценностям, отношениям, надеждам, обязательствам
Вернуться к программе секции
Анна Крайнова
врач, клинический психолог, системный семейный психолог, нарративный практик, ЭФТ-терапевт, трансгенерационный терапевт, супервизор
Мы – дети выживших. Наши предки справлялись с природными катастрофами, голодом, непогодой, войнами и репрессиями. И важно помнить не только о травмах рода, но и знать стратегии выживания близких и дальних родственников. Знать, чтобы выжить и передать эти знания нашим потомкам.
Сочетание психоанализа, психодрамы и семейной терапии дало начало трансгенерационному подходу.
Геносоциограмма – одна из техник трансгенерационного подхода, в комбинации с арт-терапией и психодрамой помогают раскрыть «семейные тайны» и добыть так необходимые сейчас ресурсы. Этому и будет посвящен мастер-класс