МАСТЕР-КЛАСС:
Генограмма, ориентированная на
сильные стороны семьи

Ведущая: Анна Хегай
Психолог, методист и преподаватель БФ «Бюро добрых дел», студентка магистерской программы «Позитивная психология» ВШЭ, ведет частную практику как семейный психолог с 2017 года, в том числе работает с семьями и подростками в трудных жизненных ситуациях с 2018 года
Для приемных детей, а также детей, растущих в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, восстановление и укрепление отношений с кровными и приемными семьями является одной из приоритетных задач для психологической и социальной работы с ребенком и его родственниками.
Для создания семейной истории, которая может служить опорой для приемного ребенка или ребенка, воспитывающегося в детском доме, возможно использование инструментов нарративного и ОРКТ подходов.
Одним из ключевых инструментов работы семейного терапевта является работа с семейной историей через создание генограммы. При этом традиционная генограмма не всегда оказывается подходящим инструментом для работы с детьми со сложной, часто трагичной семейной историей, так как традиционная генограмма, по большому счету, является «проблемноориентированным инструментом», нацеленным на выявление «сложных семейных истории». В случае работы с детьми, подростками и семьями с тяжелой семейной историей, важнее фокусироваться на исключениях, уникальных эпизодах, на тех историях, с которыми важно идентифицироваться, которые являются опорой и поддерживают в том, чтобы жить предпочитаемую жизнь и строить предпочитаемое будущее.
Предлагаемый мастер-класс предлагает использование генограммы как инструмента, сфокусированного на сильных сторонах семьи, на подходящих навыках и копинговых стратегиях. Автор активно применяет эту технику в работе с детьми-сиротами, детьми в детских учреждениях, и детьми из приемных семей. А также обучает этому подходу специалистов из учреждений в рамках образовательных программ, реализуемых БФ «Бюро добрых дел»